Окно в Россию |
|
Татьяна Александрова, Дарья Казимирук, Дария Соколенко 11 класс Гимназии №248 Санкт -Петербурга Быт и нравы Петровской эпохи |
|
Петровская эпоха – время перемен, время реформ, повернувших Россию на Западный путь развития, открывших росиийскому обществу Европейскую культуру… Но это и время реформ, которые разрушили русскую самобытность, порвали связь времён… Безусловно, попытки модернизации в России были и в допетровскую эпоху, но в правление Петра I они приняли наиболее масштабный характер и коснулись всех сторон общественной жизни. Преобразования в науке, искусстве, государственном устройстве не могли не повлиять на жизнь общества: изменилась и одежда, и жилища, и манеры, и традиции… Достаточно сравнить Москву – воплощение старой России и Петербург – олицетворение новых традиций, чтобы убедиться в значительности этих преобразований. И всё же пережитки славянской языческой культуры сохранились и продолжают существовать до сих пор. Яркий пример тому – такие праздники, как Масленица, день Ивана Купала, Святки. Эти народные праздники не искоренили и реформы Петра, которые, несмотря на всю свою масштабность, практически не изменили деревенскую жизнь. Народные нравы и традиции сохранились. Что же касается городской жизни, особенно жизни знати – она мало чем отличалась от жизни в европейских городах: балы, ассамблеи, фейерверки… Жители городов носили европейское платье и парики, стригли бороды. Изменились и женские наряды: вместо длинных сарафанов, одеваемых поверх рубахи, стали носить платья на европейский манер, волосы убирались в высокие причёски. Дома, их внешний архитектурный облик и внутреннее убранство, также сильно изменились… И по сей день Россия продолжает ориентироваться на Западные страны не только в промышленности и политике, но и в культуре быта. Стоит только пройтись по магазинам, взглянуть на витрины, да даже просто пройтись по улицам города, чтобы убедиться в этом: доминирует европейская мода на одежду, на причёски, на предметы быта и интерьера. Как писал историк и философ Н.Я. Данилевский: «В деятельности Петра необходимо строго отличать две стороны: его деятельность государственную, все его военные, флотские, административные, промышленные насаждения, и его деятельность реформативную в тесном смысле этого слова, т. е. изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях, которые он старался произвесть в русском народе. Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства… Но деятельностью второго рода он принес величайший вред будущности России (вред, который так глубоко пустил свои корни, что досель еще разъедает русское народное тело)». Действительно, срезанная у самых корней русская культура до сих пор не может восстановиться: утрачены традиции, утрачен язык, культура речи, культурное наследие Руси. И всё же, после петровских реформ,
постепенно утратились и отрицательные черты,
присущие русскому быту. Петровская аасмблея. Гравюра XVIII века. |
|