Окно в Россию |
|
Юлия Ремез, Екатерина Гавроданова 11 класс Гимназии №248 Санкт -Петербурга Различные оценки преобразований Петра Великого |
|
Не только историки, но еще современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником от
православия, Царем - Антихристом, насаждавшем
матушке Руси чуждые заморские порядки. Историк С.М. Соловьев писал: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают его влияние». Большинство ученых сходится на том, что реформы Петра не были заранее продуманными и систематическими. Они проводились в перерывах между походами и другими военными заботами. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35-летнее правление Петра. Поэтому понятно, что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра. Но военные реформы важны не только сами по себе, они часто оказывают определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы», - писал российский историк В.С. Ключевский. Петр I ввел рекрутскую повинность в отношении податных сословий. Этот принцип комплектования массовой регулярной армии существовал с 1705 по 1874. Привилегии дворян на службе были отменены, все они были обязаны служить с низших чинов. Война требовала хорошо обученных солдат и офицеров, поэтому для подготовки офицерского состава были созданы специальные школы (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная). Была создана гвардия – опора самодержавия. Проводилось перевооружение армии, появились новые виды оружия. Петром был создан Российский военно-морской флот. За счет увеличения налогов строились верфи. Богатые купцы были обязаны строить корабли. В итоге, к концу правления Петра I Россия стала одной из сильнейших морских держав Европы. Так что, с одной стороны, военные реформы были необходимы, так как Россия при Петре постоянно находилась в состоянии войны, но, с другой стороны, все реформы проводились за счет налогов, собираемых с людей и, следовательно, российское население беднело. Петр I реформировал государственный аппарат. Была упразднена Боярская дума и заменена на Ближнюю канцелярию. Был учрежден Правительствующий Сенат. Царь сам назначал 9 человек во главе Сената. Петр учредил коллегии, которые сменили сложную, запутанную московскую систему приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельными отраслями государственных дел. Они подчинялись Сенату. Была проведена реформа местного управления. Россия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. С одной стороны, реформы Петра I имели положительное значение, так как теперь правительственный аппарат получил четкую структуру, но, с другой стороны, все реформы были направлены на усиление абсолютной власти монарха. В 1722 году был издан Указ о престолонаследии, по которому монарх сам назначал наследника по завещанию. Этот Указ запутал донельзя династическую ситуацию и спровоцировал целый ряд дворцовых переворотов в XVIII веке. При Петре боярство прекратило свое существование. Поскольку чин боярина не наследовался, а жаловался царем, Петр просто перестал это делать и, к концу его правления, бояре состарились и умерли, а новых не стало. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт чуть ли не каждому. Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству. В 1722 году была издана «Табель о рангах», по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, иерархия по происхождению была окончательно заменена иерархией «заслуги и выслуги». Дворяне также были ограничены в праве распоряжаться своими имениями. «Указом о единонаследии» было запрещено делить свои имения и поместья между наследниками. Положение крестьян в петровское время заметно ухудшилось. Этому способствовала финансовая реформа – введение подушной подати, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в «помещичьих подданных». В 1700 году Петр первый организовал ревизию для переписи Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Петр произвел решительные перемены в церковном устройстве. Церковь утратила право распоряжаться своей собственностью. Средства, ранее ей принадлежавшие, пошли на содержание огромной армии и флота. Новые отношения между церковью и государством требовали и нового организационного оформления. Был составлен Духовный регламент, который предусматривал уничтожение патриаршества и учреждения для управления церковью Духовной коллегии – Святейшего синода, отличавшегося от других коллегий только сферой деятельности. Хотя Святейший синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они были государственными чиновниками, которые в любой момент могли быть заменены императором. К тому же во главе Святейшего синода для надзора за его деятельностью находилось светское лицо 0 обер-прокурор. В итоге церковь никак не могла повлиять на деятельность государя, практически все реформы Петра первого были направлены на становление абсолютной монархии в России. Процесс европеизации России получил, пожалуй, самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость петровской эпохи. По мнению историка В.Я. Уланова: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу, но и по отношению к широким массам народа». Но не стоит забывать, что многие новшества, которые принято относить к Петровской эпохе, появились гораздо раньше. Так, знаменитое бритье бород уходит корнями в эпоху Московского государства. Важным этапом стало путешествие Петра по Западной Европе в составе Великого посольства. По возвращении в Россию царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян. Петр заботился об образовании и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Некоторые из них стали впоследствии значимыми государственными деятелями, как, например, А.И. Остерман, в течении 20 лет руководивший внешней политикой России, начинал домашним учителем дочерей царя Ивана. Петр, по его собственному мнению, стремился к тому, чтобы Россия как можно скорее преодолела появившуюся еще во времена ордынского ига разобщенность с Европой. С 1700 года велено было вести летоисчисление не по-старому обычаю – от сотворения мира, а по-европейски – от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1-го сентября, а 1-го января. Просветительским целям должен был служить театр. В отличие от закрытого придворного театра времен царя Алексея Михайловича, новый театр должен был стать общедоступным. В театре ставились пьесы сугубо светского характера. Кроме того, Петр обязал драматурга Куншта обучать россиян театральным наукам. По инициативе Петра первого происходили важные изменения и в быту российских подданных, прежде всего дворян. Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованной Европы». В 1718 были учреждены ассамблеи – вольные собрания для дворян. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время. Обстановка на ассамблеях должна была быть непринужденной, легкой. За нарушение установленных полушутливых правил провинившийся должен был выпить «Большого Орла» - кубок с изображением российского государственного герба, до краев наполненный крепким вином. Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху», нередко путем навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Бритье бороды ведь не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он еще очень долго, по прошествии Петровской эпохи, не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж, тем более, никогда не носил париков. Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации и модернизации. Но, одновременно, реформы сопровождались укреплением самодержавия и крепостничества. Страна продвигалась вперед ценой крайнего напряжения людских и материальных сил, безжалостной эксплуатации. Главным политическим итогом петровских преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии. Поэтому и отношение историков к Петру такое неоднозначное. Н.М. Карамзин порицал царя-реформатора за попрание русских обычаев. Славянофилы утверждали, что Петр своими реформами заставил Россию свернуть с естественного пути развития. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, наоборот, давали однозначно положительную оценку его преобразовательной деятельности, приписывая все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике, кипучей натуре Петра. В XX веке поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра ? «первым большевиком». Большинство советских историков, например, наиболее известные современные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и Е.В. Анисимов, с некоторыми оговорками, положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра. А мы, авторы данной статьи, считаем, что преобразования Петра несли больше положительных факторов, нежели отрицательных. Нам кажется, что все эти реформы были необходимы для сокращения отставания в развитии нашей страны от европейских стран. Но, с другой стороны, желание подражать европейцам иногда доходило до абсурда. Как девушки мы благодарны Петру Великому за то, что разрешил женщинам участвовать в ассамблеях и светской жизни, женщинами стали восхищаться, они стали носить роскошные платья. Также нам кажется, что люди, живущие в Санкт-Петербурге, не могут относиться строго отрицательно к реформам Петра Великого, так как именно благодаря нему мы живем в нашем замечательном городе. И, хотя жива страшная легенда о том, что город построен на человеческих костях, он все равно является одним из самых красивых городов в мире. |
|