Личность в истории |
|
Елена Капрова Выпускница Гимназии №248 2003 года Конунгова дочь (Ингигерд Шведская, Великая княгиня Киевская, жена Ярослава Мудрого) |
|
Имена
скольких женщин помнит древнерусская история, и
чьи имена запомнились нам? Окутанная легендой Умила, Великая
Княгиня Ольга, Малуша-ключница, гордая полочанка
Рогнеда и покорившая сердце бесстрашного
норвежского короля Харальда Елизавета Ярославна.
Каждая из них добавляла заметные
штрихи в политику, культуру, верования Руси, в
общий ход и развитие истории. Именно Олаф Шведский был отцом Ингигерд –
Ингигерд Олафсдоттир. С самого детства Ингигерд (а родилась она
в 1001г.) отличалась прекрасной наружностью и
высокими духовными дарованиями. Она
воспитывалась в доме родителей. Ингигерд была
хорошо для того времени образована: умела читать
и писать, получила необходимые религиозные
познания. Повзрослев, она уже самостоятельно
управляла собственным поместьем, которое,
возможно, досталось ей от её властной бабки –
Сигрид. Например, в «Саге об Олаве Святом»
говорится о её усадьбе в Уларакре, где она
принимала своих гостей. Ко всему этому, Ингигерд имела свою
собственную вооружённую дружину. Как раз в это время между Швецией и
Норвегией начались территориальные притязания.
Теперь на сцене событий появляется Олаф Толстый,
позднее прозванный Святым. В «Саге об Эймунде» об
этом написано так: «Конунг Олав (Толстый)
отправился в Англию… Имя его сделалось известным по всему
Северу: когда достиг он власти в Норвегии, тогда
покорил себе всю страну, и истребил всех удельных
конунгов, как о том сказано в Саге, употребив к
тому различные средства, о чём написали мудрые
мужи. Повествуя достоверным образом о том, что
он отнял владения у пяти конунгов в одно утро, а
всего отнял владения у девяти конунгов той
страны, по сказанию Стрюмера – мудреца:
некоторых убил, других изувечил, иных прогнал из
отчизны». Впоследствии Олаф Толстый отправит
посланцев к Олафу Шведскому и его дочери
Ингигерд, с предложением посвататься к ней: «Говорят,
что он бы хотел взять в жёны твою дочь Ингигерд, а
такое сватовство было бы лучшим путём к миру.
Знающие люди говорят, что он очень достойный». Услышав резкий отказ, посланец, а это был
Хьяльти – скальд, попросил поговорить Ингигерд
со своим отцом. «Однажды Ингигерд беседовала со своим
отцом и, когда она увидела, что он в хорошем
настроении, она сказала: «…Тебе самому только
хуже от того, что ты хочешь владеть Норвегией. Страна эта бедная, проехать по ней трудно,
и на народ там нельзя положиться, они хотят в
конунги кого угодно, только не тебя. Одни говорят, что потеряли добро, а другие
– родичей из-за распри с норвежцами. И никому из
ваших людей нельзя сейчас проехать
по Норвегии. Я бы на твоём месте оставила Норвегию в
покое и отвоевала те земли на востоке, которыми
владели раньше конунги шведов и которые недавно
подчинил себе наш родич Стюрбьёрн, а Олаву
Толстому позволила владеть своей отчизной и
помирилась с ним»… Тут конунг так разбушевался, что ему и
слова нельзя было сказать, и Ингигерд ушла». Таким образом, можно сказать, что Ингигерд
принимала посильное участие в жизни королевства. В Швеции собрали тинг. «Там же на тинге
было решено, что Ингигерд, дочь конунга Олава,
будет выдана замуж за Олава конунга, сына
Харальда. Конунг обещал ярлу выдать свою дочь за
Олава и поручил ему позаботиться об этой
женитьбе». Однако свадьба так и не состоялась. В саге
об этом сказано так: «Олаф соскочил с лошади,
повернулся к дочери и сказал: «Знаешь, Ингигерд,
как бы ты ни любила этого толстяка, тебе не бывать
его женой, а ему твоим мужем. Я выдам тебя замуж за
такого правителя, который достоин моей дружбы. Но
я никогда не стану другом
человека, который захватывал мои владения и
причинял мне много ущерба грабежами и убийствами». А уже зимой к конунгу шведов Олафу прибыли
с востока из Хольмгарда (Новгорода) послы
Ярислейфа конунга (князя Ярослава, позднее
прозванного Мудрым), чтобы сватать дочь конунга
шведов. Олаф конунг хорошо принял их сватовство. По словам «Саги об Олаве Святом», брачный
договор между Ингигерд и послами конунга
Ярислейфа выглядел следующим образом: «Олав
конунг шведов сказал об этом (о предложении руки)
Ингигерд и заявил, что он хочет, чтобы она вышла
замуж за Ярислейфа. Она отвечает: «Если я выйду замуж за
Ярислейфа конунга, то я хочу получить от него как
вено все владения ярла Алдейгьюборга (Старой
Ладоги) и сам Алдейгьюборг». Послы из Гардарики согласились от имени
своего конунга. Тогда Ингигерд сказала: «Если я поеду на
Восток в Гардарики, я возьму с собой из Швеции
человека, который мне покажется наиболее
подходящим для того, чтобы поехать со мной. Я ставлю условием, чтобы на востоке у него
было не ниже звание и не меньше прав, чем здесь, и
чтоб ему оказывали почестей не меньше, чем здесь. Послы и конунг с этим согласились и
скрепили договор клятвами. Тогда конунг спросил Ингигерд, кто тот
человек, которого она хочет взять с собой. Она отвечает: «Этот человек Рагнвальд ярл
сын Ульва, мой родич»… Тем же летом они (Ингигерд
и Рагнвальд) вместе отправились на восток в
Гардарики. Так Ингигерд вышла замуж за Ярислейфа. Ингигерд—конунгова жена пожаловала
Рагнвальду Альдейгьюборг и он стал ярлом всей
той области. Рагнвальд ярл правил там долго, и о
нём ходила добрая слава». На этом этапе фактически заканчивается
жизнь Ингигерд в Швеции, вступая в новое русло её
жизни на Руси. (Свадьба конунга Ярислейфа и
Ингигерд Шведской была сыграна в 1016 году.). С первых же дней жизни с Ярославом
Ингигерд старалась во всём быть полезной ему,
хотя зачастую молодая жена оказывалась в самом
эпицентре междоусобной борьбы русских князей. И
не только. Об одном досадном для Ярослава и
достойном для Ингигерд случае повествуется в «Саге
об Эймунде». Норвежский ярл Эймунд со своей дружиной
пришёл служить «по ряду» (по договору) Ярославу,
однако Ярослав оказался скуп: «Потом истекло
лето и зима, и нечего было делать: жалованье опять
не отпускалось. Эймунд спросил: «Может быть, Господарь (Ярослав),
вы не нуждаетесь более в наших людях, и исправно
отпустите нам из рук жалованье, которое должны мы
получить?»… Князь промолвил: «Чего же думаете теперь
делать?» Ему отвечал Эймунд: «А чего желал бы ты
всего менее?» – «Этого-то и я не знаю!» возразил
конунг. Эймунд продолжал: «А я знаю это очень
хорошо! Всего менее ты желал бы, чтобы мы
отправились к конунгу Вартилафу (Брячиславу),
брату твоему, ? а мы именно туда и отправимся, и
сослужим ему всё, что только можем. Сиди теперь
здорово, Господарь!»… Ингигерд узнав о размолвке между Эймундом
и её супругом Ярославом, решила предупредить
Великого Князя, так как предвидела дурные
последствия этой ссоры. Господыня (Ингигерд) промолвила: «Ещё
выйдет так, что, если придётся тебе с Эймундом
соперничать в ряжении, ты найдёшь в нём опасного
противника!». И Ингигерд разрешила конфликт, как
сказано об этом в саге «стала творить мир». Она сказала конунгу Ярислейфу, что ему
держать вперёд самую важную часть Гардарика, то
есть, Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть
Кунигардом (Киевом), другою лучшею частию всех
владений, с податями и сборами, ? от чего будет он
иметь вдвое более владения, нежели как имел он
прежде; Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле,
иметь конунгу Эймунду, и быть ему там, над этой
областию, конунгом, пользуясь всеми земскими
сборами, какие там положены, ? «потому, что мы не
хотим, чтобы он уезжал прочь из Гардарика». Если конунг Эймунд оставит после себя
наследников, то наследникам его иметь по нём ту
область; но если у него не будет ни одного сына, то
ей возвратиться к обоим братьям. Конунгу Эймунду содержать защиту земель
за обоих братьев и всего Гардарика, а им снабжать
его людьми и поддерживать своею властью.
Ярислейфу быть конунгом всего Гардарика. Ярл
Рогнвальд будет владеть Альдегьюборгом, который
уже имел он прежде. Этот мир и раздел областей были одобрены и
утверждены народом тех стран. Сверх того, было условлено, что все
недоразумения между договаривающимися решать
конунгу Эймунду и Господыне Ингигерд. Потом
каждый из них уехал в своё владение». Многолетнее благополучное супружество
Ярослава и Ингигерд Шведской создало особо
благоприятную атмосферу при княжеском дворе. Никогда прежде и, увы, никогда после не
бывало у престола так много замечательных лиц с
самыми разными судьбами. Здесь находили приют изгнанники. Здесь проходили школу воинской доблести и
чести будущие короли и князья. Княгиня приютила в Киеве британских
королевичей Эдвина и Эдварда, здесь же
пережидали трудные времена шведский принц
Харальд и венгерский королевич Андрей. Даже бывший жених Ингигерд, Олаф Святой (Толстый),
лишившись трона, находит приют при дворе
Ярослава. В знаменитой «Русской Правде» - своде
законов Ярослава Мудрого – видно влияние жены в
параграфах, касающихся отношений с варяжской
дружиной, а также в параграфах о наследовании. При Ярославе жизнь расцветала. В Киеве возникла Киево-Печерская лавра, с
греческого на славянский переводились книги и
рукописи, духовенство начало обучать детей
грамоте. И если принять во внимание то
обстоятельство, что князь Ярослав многие дни,
недели и месяцы проводил в походах, то становится
несомненным: Ингигерд, оставшись в Киеве,
управляла всеми делами. В крещении Ингигерд получила имя Ирины, а после принятия
монашеского пострига – Анны (причём Ингигерд
была первой княгиней на Руси, принявшей
православное монашество, тем самым показав
пример благочестия и веры). Сегодня она известна под именем святой
преподобной Анны Новгородской. Одно из надгробий в Новгородской
Софии имеет надпись: «Святая, благоверная
княгиня Анна, мать святого благоверного князя
Владимира Ярославича, Королевна Шведская, Олава
первого Шведского Короля дочь, называлася в
своей земле Ингигерда, которая прежде была
невеста Олава, Короля Норвежского, потом супруга
Ярослава Владимировича Новгородского и
Киевского, преставилась в лето от Р.Х. 1051». |
|