Взгляд историка


viktor_2005.jpg (21331 bytes)

Виктор Евгеньевич Солилов

Сотрудник охраны Гимназии №248, историк

Викинги... Варяги... Русь...


Викинги – мореходы и морские разбойники, северные варвары к которым относили шведов, норвежцев и данов. Европа стонала под их дерзкими набегами, их жестокость над побежденными не знала границ.

«Бич божий» - такое яркое прозвище дала христианская Европа этим северным народам.

В VIII веке завоевательная энергия с неистовой силой проявила себя в Скандинавии.

На иллюстрации: Викинги в походе.

viktor_1.jpg (24382 bytes)

Из Норвегии, Швеции и Дании стали совершать набеги отряды грозных воинов, которые, вдобавок к их прочим боевым качествам, оказались и дерзкими морскими разбойниками.

Причинами этой этнической активности был резкий рост населения, жажда приключений и осложнение династических споров. При этом древних скандинавов не гнали на запад новые орды из азиатских степей. Они пришли в движение сами по себе.

Отвага их была изумительна. Отряды воинов отправлялись на ладьях из Норвегии к Средиземному морю, разоряя его берега, и были с трудом остановлены арабскими королевствами Испании и Северной Африки. Еще один мощный импульс, вынес орды скандинавских буканьеров к Британским островам, Нормандии, Исландии и затем через Атлантику к Американскому континенту.

Душа викингов воплотилась в их кораблях - драккарах.

Они создали их в VIII-IX веках, довели до совершенства судно, которое, имея небольшую осадку, могло проходить по рекам или становиться на якорь в бесчисленных бухтах и заливах и которое, отличаясь красотой линий и устойчивостью конструкции, могло благополучно выдерживать самые яростные бури Атлантического океана.

На подобных кораблях, мог помещаться экипаж из 50 человек и при необходимости еще 30 воинов или пленных. Запасов для них хватало на месяц.

Таковы были корабли, которые, различаясь по размерам, уносили викингов за добычей – к осаде Парижа, к основанию Дублина, к открытию Америки.

Живая и яркая картина встает перед нами: резной в форме дракона руль; высокая изогнутая корма; длинный ряд щитов, черных и желтых, вдоль бортов; блеск стали; запах смерти.

И все же эти превосходные суда, символ морской мощи викингов, были бы бесполезны без людей, которые управляли ими.

Вожди - хевдинги формировали отряды исключительно из добровольцев, уже доказавших свои способности.

В сагах мы читаем о командах из «победителей, или веселых людей»: экипаж отбирали, несомненно, из многих соискателей, «столь же ловких с рулем или веслом, как и с мечом». Те, кто попадал в команду, обязаны были подчиняться строгим правилам, «Военному кодексу». Отбирали мужчин  от 16 до 60, но лишь тех, чья сила и умение уже были испытаны.

В плавании не допускалось никаких раздоров, старые обиды должны были быть забыты. Женщины на борт не допускались. Все новости доносились только предводителю. Захваченная добыча целиком сваливалась в кучу и затем продавалась и делилась в соответствии с правилами.

Все военные трофеи являлись личными, то есть не считались собственностью, которая по скандинавским законам переходила по наследству к родственникам. Воин должен был забрать свою добычу с собой в могилу.

Множество средневековых летописцев писали о северных воинах, их хладнокровии и жестокости, но некоторые летописцы указывали и на других викингов. По их словам они прибывали на «крутобоких ладьях».

В связи с этим сразу на ум приходят новгородцы-ушкуйники – не то купцы, не то воины, а по своей сути мало, чем отличающие от своих северных соседей. А при этом, если мы внимательно прочтем былину о «Садко – богатом госте», то возникнет вопрос, а только ли одни скандинавы грели свои руки на разграблении европейских стран.

А каковы были отношения скандинавов и их северных соседей – славян?

Как это ни странно, вполне дружелюбными. За исключением немногих ссылок на попытки нападения на Новгород (Хольмгард), правда, эти попытки обычно кончались плачевно для захватчиков.

Известная летописная легенда рассказывает, что Древнерусское государство было основано пришельцами из-за моря – «варягами», приглашенными на княжение племенами словен, кривичей, веси, мери и чуди.

Летопись называет имена трех братьев, пришедших «с родом своим» на княжение (Рюрик, Синеус, Трувор), сообщает об основании ими ряда городов и распределении их между «мужами», отмечает, что новгородцы происходят «от рода варяжска» и от варягов новое государство получило название «Русь».

Отделившийся от Рюрика варяжский отряд Аскольда и Дира захватил Киев. Позднее, после смерти Рюрика, Олег (по другой версии – Игорь), обманом устранив Аскольда и Дира, утвердился в Киеве, а власть варягов и имя «Русь» распространились на всю территорию, прилегавшую к пути «из варяг в греки».

Пересказанная легенда противоречит другим летописным текстам и внутренне противоречива.

Летопись содержит и тексты, в которых «русь» отождествляется с полянами (населением Среднего Поднепровья), а варяжские князья дают славянские названия вновь построенным городам, даже если эти города возникают на неславянской территории (например, Белоозеро).

Эта легенда породила много споров, и, в конечном итоге, разделила историков на два лагеря – приверженцев норманнской теории возникновения Руси и тех, кто считает, что Русь - это туземное и самобытное название славянских племен населявших нашу территорию с незапамятных времен.

Легендарного Рюрика выводят из норвежских земель, хотя в их сказаниях и летописях нигде не встречается такого имени. При этом, почему-то, никто не обращает внимание на славянское племя Бодричей, самоназвание которых, звучит не иначе, как рерики – соколы с одноименной столицей Рерик.

На иллюстрации: Походы викингов.

viktor_2.jpg (23304 bytes)

В противовес норманнской теории мы можем предложить несколько выводов:

1. Невероятность призвания. История не представляет нам примеров, чтобы какой-либо народ (или союз народов) призывал для господства над собой другой народ и добровольно подчинялся чуждому игу.

2. Совершенное отсутствие названия Русь между скандинавскими народами.

3. Сарматский народ Роксалане или Росс-Алане издавна жили между Азовским морем и Днепром. Известия о нем у греческих и латинских писателей, начиная со II века до Р.Х., продолжаются до VI века по Р.Х. включительно, и подтверждаются еще знаменитыми Певтингеровыми таблицами или дорожной картой Римской империи.

4. Лев Диакон, современник Святослава, не только производит Русь от древних Скифов и приурочивает ее к странам Припонтийским, но и отождествляет  ее с библейским народом Росс.

Норманисты могут возразить на эти доводы тем, что договоры Игоря и Олега с Византией подписаны, якобы, норманнскими именами, среди которых мы встречаем: Карлы, Инегельд, Рулав, Труан, Ятвяг, Свен, Стир и множество других.

Вообще, по нашему мнению, ни один серьезный филолог не может без ущерба для своей репутации доказывать норманство русских имен и, при этом, упускать из виду, что предания Скандинавии выводят их предков из Южной России.

Так что вопрос остается до сих пор открытым – где та страна Скифия, Скандия, а, может, Скандинавия? 


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz