Драмы и трагедии истории |
|
Александра Машинистова
8А класс Гимназии №248
Музыкальная Муза Врубеля |
|
Судьба так никогда и не подарила Михаилу
Врубелю счастливых дней, со
дня его рождения в 1856 году. Он рано потерял мать,
часто переезжал с семьей из
одного города в другой, пережил пору лишений,
невзгод, долгие годы творческого непризнания. На пороге пятого десятка лет художника
примечает меценат Савва Мамонтов. Крутым
переломом в жизни художника является 1896 год. Он
получает заказы Мамонтова на огромные панно
"Принцесса Греза" и "Микула
Селянинович". Именно после этих успешных панно
имя художника начинает громко звучать и в
художнике загорается искра уверенности. |
|
В
июле 1896 года, воспрянувший духом Врубель,
обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой,
знаменитой оперной певицей и талантливой
актрисой, которая на всю его оставшуюся жизнь так
и осталась его самой любимой женщиной. Михаил Врубель был пленен великолепным
голосом Надежды Ивановны, она внесла в его
внутренний мир не только женскую теплоту и
обаяние, но музыку. Возможно, именно её ему так и
не хватало. Его столь бурное увлечение женой,
возможно, не было бы таким необузданным, будь он
музыкантом, но, наверное, его дилетантский ум в
этой области и породил фразу, которая отметила
главные качества и достоинства его жены: теплоту,
искренность, непомерную задушевность и
человечность: "Все певицы поют как птицы, а
Надя поет как человек". Артистическую индивидуальность своей
любимой художник, как человек искусства, он и
воспринимал как творение искусства, автором
которого является природа. Удивительно совпадение образов, над
которыми, абсолютно независимо друг от друга,
работали супруги. В репертуаре Забелы "Смерть
Офелии" Берлиоза, у Врубеля - "Гамлет и
Офелия", у певицы – Джульетта в опере Ш. Гуно, у
Врубеля - "Сцена на балконе" и "Сцена на
кладбище". Свойственная Врубелю натура человека
чистого искусства заставляла его пытаться
проникать за грани невидимого, присутствуя на
всех репетициях и спектаклях с участием Забелы.
Он изучал не только специфику музыкального
театра, оперной сцены, но, считая певицу
исключительным явлением, изучал "натуру". 1904 год. Художник уже неизлечимо болен.
Весной, находясь в лечебнице, Врубель пишет один
из самых вдохновенных портретов жены - "на фоне
березок". Наверное, предчувствие конца и
неизлечимая болезнь принесли в эту картину
грустные, печальные нотки. Забеле 36 лет, но она
кажется юной хрупкой и нежной девушкой. Тонкое
лицо с тенью беспомощной улыбки трогательно
печально. "Единственное чем он жил в последнее
время, была музыка", - писал С. Ю. Судейкин,
вспоминая свой визит к Врубелю в больнице в 1905
году. До последних дней музыка для художника
так и оставалась символом памяти его
грандиозного расцвета, его счастливой семейной
жизни. И, конечно, для него символом, идеальным
выразителем прекрасного оставалась жена –
Надежда Забела. Великий художник умер в апреле 1910 года, а
великая певица скончалась ровно через год после
смерти любимого мужа. В этой семье, супругов
связывала между собой не только любовь и
привязанность, но еще и музыка. Музыка, которая в самые тяжелые моменты
помогала воспрянуть духом, музыка, которая была
символом жизни, музыка, которая была маяком в
трудные времена. Литература: На иллюстрации М. Врубель "Принцесса Греза" |
|