Драмы и трагедии истории


mashinistova_2005.jpg (10221 bytes)

Александра Машинистова

 

8А класс Гимназии №248

 

Музыкальная Муза Врубеля


Судьба так никогда и не подарила Михаилу Врубелю счастливых дней,  со дня его рождения в 1856 году. Он рано потерял мать, часто переезжал с семьей  из одного города в другой, пережил пору лишений, невзгод, долгие годы творческого непризнания.

 Семье будущего великого художника приходилось несладко. Из 54 лет его жизни, замечательным является период с 1896 по 1904, когда его жизнь была наполнена радостью и красками, когда он был знаменит, когда был счастлив в семейной жизни.

На пороге пятого десятка лет художника примечает меценат Савва Мамонтов. Крутым переломом в жизни художника является 1896 год. Он получает заказы Мамонтова на огромные панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович". Именно после этих успешных панно имя художника начинает громко звучать и в художнике загорается искра уверенности.

mashinistova_1.jpg (13243 bytes)

В июле 1896 года, воспрянувший духом Врубель, обвенчался с Надеждой Ивановной Забелой, знаменитой оперной певицей и талантливой актрисой, которая на всю его оставшуюся жизнь так и осталась его самой любимой женщиной.

Михаил Врубель был пленен великолепным голосом Надежды Ивановны, она внесла в его внутренний мир не только женскую теплоту и обаяние, но музыку. Возможно, именно её ему так и не хватало.

Его столь бурное увлечение женой, возможно, не было бы таким необузданным, будь он музыкантом, но, наверное, его дилетантский ум в этой области и породил фразу, которая отметила главные качества и достоинства его жены: теплоту, искренность, непомерную задушевность и человечность: "Все певицы поют как птицы, а Надя поет как человек".

Артистическую индивидуальность своей любимой художник, как человек искусства, он и воспринимал как творение искусства, автором которого является природа.

Удивительно совпадение образов, над которыми, абсолютно независимо друг от друга, работали супруги. В репертуаре Забелы "Смерть Офелии" Берлиоза, у Врубеля - "Гамлет и Офелия", у певицы – Джульетта в опере Ш. Гуно, у Врубеля - "Сцена на балконе" и "Сцена на кладбище".

Свойственная Врубелю натура человека чистого искусства заставляла его пытаться проникать за грани невидимого, присутствуя на всех репетициях и спектаклях с участием Забелы. Он изучал не только специфику музыкального театра, оперной сцены, но, считая певицу исключительным явлением, изучал "натуру".

1904 год. Художник уже неизлечимо болен. Весной, находясь в лечебнице, Врубель пишет один из самых вдохновенных портретов жены - "на фоне березок". Наверное, предчувствие конца и неизлечимая болезнь принесли в эту картину грустные, печальные нотки. Забеле 36 лет, но она кажется юной хрупкой и нежной девушкой. Тонкое лицо с тенью беспомощной улыбки трогательно печально.

"Единственное чем он жил в последнее время, была музыка", - писал С. Ю. Судейкин, вспоминая свой визит к Врубелю в больнице в 1905 году.

До последних дней музыка для художника так и оставалась символом памяти его грандиозного расцвета, его счастливой семейной жизни. И, конечно, для него символом, идеальным выразителем прекрасного оставалась жена – Надежда Забела.

Великий художник умер в апреле 1910 года, а великая певица скончалась ровно через год после смерти любимого мужа. В этой семье, супругов связывала между собой не только любовь и привязанность, но еще и музыка.

Музыка, которая в самые тяжелые моменты помогала воспрянуть духом, музыка, которая была символом жизни, музыка, которая была маяком в трудные времена.

Литература: Энциклопедия тайн и сенсаций. "Сенсационные бракоразводные процессы". 

На иллюстрации М. Врубель "Принцесса Греза"

masinistova_2.gif (67039 bytes)


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz