Взгляд историка


svetlana_2005_1.jpg (9703 bytes)

Светлана Кудрявцева - Караускайте

учитель истории, главный редактор исторического издательства Гимназии №248 "ВРЕМЕНА"

Кто качал колыбель современной Европы?


 Эпоху падения Западной Римской империи и создания варварских королевств (V—VIII вв.)  называют периодом рождения современной Европы.

Деяния отцов—основателей новой Европы, в общем, известны. К ее созданию приложили и ум, хитрость, и руки и, главное, оружие Хлодвиг, король франков и Теодорих Великий, король остготов, Родерик Вестготский и Пепин Короткий. Впрочем, самая большая роль в создании Европы (военная, политическая, экономическая, правовая, культурная) принадлежит, бесспорно, Карлу Великому, создателю блистательной, хоть и  недолговечной Империи на Западе. Вот уж, кто, воистину, может считаться Отцом современной Европы!

Но отцов без матерей не бывает...

Известно, что в варварских обществах женщины не были лишь хранительницами домашнего очага и играли значительную роль в общественной жизни и в политике.

Тогда становится интересно взглянуть на роль женщины в процессе создания молодой Европы?

А вдруг какая-то из них: сильных, прекрасных, активных, может быть заслуженно признана нами матерью юной Западноевропейской цивилизации?

Давайте познакомимся с самыми яркими женщинами V—VIII веков, теми, чьи имена и деятельность сохранила для нас история.

Остготские королевы: Амаласунта и Матасунта, жена и дочь Великого Теодориха. Увы, при всей своей активности, они, в основном, являлись марионетками в мужской политической игре. Их жизнь и окончилась трагически (Амаласунта, например, погибла, запертая в бане своей противницей Готелиндой), как правило, не оставили крепкой династии (все мужчины семьи Матасунты погибли в борьбе за власть).  

Это женщины периода падения Римской империи, они успели разрушить, но не успели создать.

Давайте посмотрим, скажем, на королевство франков.   

Жена Хлодвига, основателя королевства франков, Клотильда Бургундская. Ее роль в принятии франками христианства бесспорна, но, после смерти мужа, эта самая женщина не смогла остановить братоубийство среди своих собственных детей.

Какими же христианами выросли ее дети, если в борьбе за власть они использовали методы эпохи молодости своего державного родителя.

Помните, как Хлодвиг планомерно уничтожал своих кровных родственников, мужчин из рода Меровингов? Но он был язычник (хотя и язычнику нельзя лить родную кровь), а дети-то—вроде как христиане…

Чем дальше, тем хуже...

«Какая-то в державе Датской гниль...». Эти шекспировские слова можно отнести и к периоду франкских королев, печально знаменитых Брунгильды и Фредегонды.

Это время внуков Хлодвига. Традиции и методы—те же.

Фредегонда, не обремененная совестью красавица—простолюдинка, пытаясь стать женой короля, изводит одну королеву за другой. Она переживает взлеты и падения, коронацию, развод, опять коронацию, всевозможные унижения, но, в результате, ее король, конечно, совершенно «неожиданно, случайно и естественно» умирает, и она остается правительницей при сыне.

Брунгильда, смертельный враг Фредегонды—вестготская принцесса, королева бургундской части Франкского королевства.  Счастливая юность, брак по любви,  блистательный, по варварским меркам, двор, поэты, восхваляющие ее красоту…

А что потом? А потом смерть сестры, королевы австразийской части Франкского королевства, которую убила известная нам Фредегонда, мучительная жажда мести за сестру, война начавшаяся между братьями—королями, внезапная гибель мужа, заколотого убийцей прямо на улице, плен, бегство, осада столицы, где она укрылась с маленьким сыном, снова плен и снова бегство…

Но вот, наконец, все позади. Брунгильда на свободе, трон занимает ее сын. И все хорошо? Не тут-то было…

Начинаются ссоры с сыном, не желающим делиться с матерью властью, после смерти сына—ссоры с внуками. Королева переезжает от внука к внуку, стараясь упрочить влияние на них, доводит одного из них до ранней смерти от пьянства и излишеств, которые она поощряла. Другой внук, спасаясь от властолюбивой бабки, способствует захвату Брунгильды в плен королем—сыном Фредегонды.

Сама Фредегонда давно успокоила свою преступную совесть в могиле, а ее достойный сын, получив в плен Брунгильду, три дня пытает старую женщину и она умирает, привязанная к скачущему коню, под хохот сына своей соперницы.

Но продолжим поиски прародительницы европейской цивилизации.  

Франкское королевство в середине VIII века. Более ста лет длится эпоха «ленивых королей» - талантливых продолжателей семейных традиций Меровингов, прямых потомков Хлодвига, Брунгильды, Фредегонды, даже имен который никто, кроме историков, не помнит…

На троне—слабоумный Хильдерик III. А государством правят майордомы, управители королевским дворцом. Они, за последние 100 лет не только прибрали к рукам всю власть, но и сделали ее наследственной. Появились целые династии майордомов, например Дом Робертинов, который очень хочет превратиться и скоро превратится в новую королевскую династию Каролингов.

При Хильдерике III майордомом был Пепин, прозванный за маленький рост Коротким. А его женой—прекрасная Бертрада, по свидетельству современников—первая красавица страны, мать двух мальчиков, старший из которых станет Карлом Великим.   Именно Бертрада, согласно хроникам, заставила своего мужа заточить в монастырь Хильдерика III и добиваться папского благословения новой династии. Именно она подсказала знаменитый вопрос: «Кто является королем, тот, кто сидит на троне или тот, кто управляет государством?»

И именно она стала первой королевой новой династии.

На ее совести тоже хватает грехов. Она материнским авторитетом способствовала победе Карла над младшим братом Карломаном, которого отец хотел сделать наследником вместо старшего.   Она до смерти соей вмешивалась в дела королевства и давала сыну советы.

Но… Она подарила Европе великого сына, который первым объединил разрозненные варварские королевства в единое государство.

Она вместе с сыном строила империю с единым языком для общения—латынью, с единой религией—христианством, развитой торговлей, она заключала династические браки, сопровождала сына в военных походах, воспитывала внуков уже не варварами, а образованными людьми будущего.  

Она—мать эпохи, которую по праву назовут Каролингским Ренессансом.

Империя Карла Великого—великий выход из варварства в Средневековую цивилизацию. А королева Бертрада—мать этой эпохи, в том числе и потому, что до последнего дня ее долгой жизни ее великий сын слушался и почитал ее превыше всех женщин своего времени. 

А Карл Великий знал цену женской преданности...  


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz