Гость журнала |
|
Федор Федорович Мазур Водолазная служба вчера и сегодня |
|
21
и
22
октября
в Гимназии состоялась встреча учащихся 5
и
7-х
классов с очень интересным человеком, дедушкой
одной из наших учениц, Федором Федоровичем
Мазуром. Федор
Федорович—представитель редкой профессии
водолаза, всю жизнь прослужил в Военно—Морском
флоте, погружался в глубины множества морей, учил
и инструктировал российских водолазов, готовил
космонавтов к работе в условиях невесомости. Федор
Федорович рассказал гимназистам об истории и
развитии водолазного
дела в России, показал множество интереснейших, в
том числе архивных, фотографий. Итак,
перед вами—рассказ Ф.Ф, Мазура. Несколько слов о себе. Родился
я в начале войны, в 1941 году на
Украине в Полтавской области - это прекрасный и
чудесный край. Посещал это место Максим Горький,
даже граф Толстой, когда проезжал через Украину,
любил ходить утром по траве босиком. 1960 год –
пришло время служить. Меня призвали в
военно-морской флот. Я приехал в Севастополь, где
комиссия отбирала нас по состоянию здоровья.
Меня определили в водолазы и дали направление. Учился я в водолазной школе почти
один год, успешно ее закончил и, получив
удостоверение об ее окончании, мы были
распределены на корабли, ан которых и должны были
проходить службу. Поездом мы отправились в
Ленинград, откуда со скоростью 11-12 узлов
пригнали наше судно в Севастополь. Отслужил я там
три года. После
окончания срочной службы, я пошел учиться на
руководителя начальника водолазной службы в
училище в городе Пушкине. Учились мы 3,5 года. Выпуск
был небольшой – всего 26 человек.
Мы были распределены на корабли для стажировки.
Провели полгода в Средиземном море, также на
Ладоге и 3-4 месяца
на Балтике. Всего я прослужил десять лет на
этом корабле, дома почти не бывал, так как работы
было очень много. После службы заочно закончил
кораблестроительный факультет училища
Дзержинского. Тогда же начал заниматься наукой. Развитие водолазного дела в России. Человеку всегда было интересно
познать мир, скрытый под водой. Человек всегда
мечтает о Неизведанном. Но без
систематизированного подхода к этой проблеме,
вряд ли бы человечество ее разрешило. 5 мая 1882 года в Кронштадте впервые была
открыта школа подготовки водолазов. Туда брали
людей способных, прошедших службу на российских
кораблях. Школа выпустила много интересных
специалистов. В общем-то, наша водолазная служба
за всю историю опережала другие развитые страны,
особенно в советское время. Люди не зря ведь
рискуют своей жизнью и здоровьем, они добиваются
того, чтобы пройти первыми по новому и
неизведанному пути. Раньше,
в 1960-ые годы,
у нас на кораблях и на базе, где ставились рекорды
пребывания под водой, где водолазы получали
звания Героев Советского Союза, проходили очень
большой курс специальной подготовки советские
космонавты. Космонавты учились у водолазов в
состоянии пониженного гравитационного давления,
а водолазы могли проявить свои способности в
невесомости, в космосе. За
период службы много всего было, даже не
пересказать. Много работали с лодками, оказывали
помощь бедствующим на воде, спасали
утопающих, помогали подводникам. На Ладожском
озере мы трижды испытывали снаряжение,
погружаясь на 200 метров
– максимальная глубина, на которую я когда-либо
погружался, а на Черном море это же снаряжение
проверяли уже на глубине 300 м. Также приходилось бывать в
Средиземном море, на Севере, на Камчатке. За
период службы я набрал 5000 часов
пребывания под давлением. Конечно
же, такая профессия сильно влияет на здоровье.
Каждый водолаз проходит через кессонную болезнь
– это обычное явление. При спуске водолаза на глубину до 60 метров
дыхание снабжается нормальным воздухом, а позже
поступает смесь компонентов: гелие-кислородная,
воздушно-гелиевая и другие смеси. Кессонная болезнь возникает
вследствие того, что, находясь под водой, то есть
под давлением, водолаз дышит и организм
наполняется азотом. Если быстро подняться, то
водолаз не успеет выдохнуть весь азот,
происходит закупоривание сосудов, отчего и
возникает болезнь. Врачи стараются этого не
допускать. Запись беседы с Ф.Ф. Мазуром, расшифровка и редактирование текста—Марина Козлова и Ольга Дикарева (11Б класс). |
|