Мода в Истории


Анастасия Христенко

Вы поедете на Бал?


Женская мода конца XIX века напоминает сокровищницу, хранящую секреты роскошных тканей и неожиданных фасонов. Но бальные туалеты остаются настоящим шедевром тех лет.

 Следить за модой в конце XIX века стало большой необходимостью для молодых дам и барышень. Ведь без модных шляпок (фасон которых менялся 30-40 раз за сезон) и перчаток появиться в свете в то время было просто  невозможно. Главные улицы Петербурга, Москвы и других крупных городов сверкали витринами магазинов модного платья.

 Для того чтобы сделать визит или поехать на бал, следовало не просто иметь туалет, но и всё то, что ему непременно сопутствовало: корсет, тонкую батистовую рубашку под него, панталоны и нижнюю юбку из шёлка с воланом. Всё это должно было быть отглажено и накрахмалено. Шёлковые вещи обязаны были «иметь апрет», т. е. держать форму и не мяться.

 Существовал определённый порядок в цепи одевания и укладки волос, который беспрекословно соблюдался. Женщина была окружена прислугой, затягивающей корсет и застёгивающей корсаж. Если речь шла о богатых людях, то бальную причёску делал специально приглашённый парикмахер, в домах победнее с этим сложным делом справлялась умелая горничная.

 Все женщины 1880-1890-х годов носили длинные волосы приблизительно до середины спины. Лишь после Первой мировой войны шокирующей новостью станет короткая стрижка. Но предвидеть этого тогда ещё никто не мог. Женские журналы конца XIX столетия считали очень прогрессивным изобретённый французом Марселем способ завивки волос уступами, что придавало волосам волнистость, присущую только натурально вьющимся локонам. Самыми хлопотными были бальные причёски, которые создавались не менее двух-трёх часов. Однако создать нужную причёску можно было далеко не из всяких волос. Для пышности существовали два вида подкладок под собственные волосы. Первый-для «гофрированных» волос ( волнистых прядей, обработанных горячими щипцами), второй - волосяная подкладка для тонких волос. Когда всё наконец было завито,  взбито, подобрано и уложено, юным барышням на бальную причёску прикрепляли живые цветы, а дамам - цветы из шёлка или бархата, иногда высокий гребень со стразами.

Когда с причёской было покончено, снимали домашнее платье и с помощью горничной утягивали корсет. Для балов надевали шёлковые белые чулки и атласные туфли на невысоком каблуке. Перед балом или визитом почти ничего не ели – это придавало лёгкость походке и ощущение «прямой спины». Всё это не было заслугой корсета, а скорее результатом многолетней тренировки и ритма жизни, выработанного с детских лет.

Светская жизнь вплоть до начала Первой мировой войны поражала своей роскошью. В мире очень сложных по крою и разнообразно украшенных платьев для визитов, бальных туалетов была целая симфония красок, множество интересных мелочей, создаваемых портными. Их работа была настоящим искусством, если учесть, что весь туалет состоял из тонкой шерстяной ткани, по правилам того времени продублированной тонкой прокладкой из шёлковой кисеи. Он состоял из корсажа и юбки, поскольку цельнокроеные платья в моду ещё не вошли. И был украшен многочисленными портновскими фантазиями: клешёные клинья по краю юбки, большая складка сзади, увенчанная у пояса бантами, изысканный воротничок, подбитый кремовым фаем, эполета на одном плече… Эти изыски моды конца XIX века уже не повторятся никогда – настолько изменится и сама жизнь, и представления женщин об удобной и элегантной одежде.

 

Литература:

Марина Колева, журнал «Домашний очаг»,  2002 г.

Иллюстрация: В. Серов "Портрет княгини Орловой"


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz