История религии |
|
Екатерина Лебедева Русская иконопись |
|
Культ иконы ( от греческого eikon – изображение, образ) зародился во II в. Древнейшие сохранившиеся иконы относятся к VI в. Иконы выполнялись первоначально в технике энкаустики ( восковой живописи ), затем темперой, а с XVIII в. масляными красками. Особенно широкое распространение икона получила в Византии, самобытные школы иконописи возникли в коптском Египте и Эфиопии, в южнославянских странах, в Грузии. Но наибольшее своеобразие
приобрела древнерусская икона. На Руси иконопись считалась важным делом.
Летописи наряду с событиями государственного
значения отмечали не только строительство новых
храмов, но и создание, перенесение и даже
“поновление’’ икон. Каждая крестьянская семья, даже
самая бедная, имела образок в красном углу, а в
зажиточных домах иконам отводились целые
комнаты, называемые моленными или крестовыми.
Иконы часто помещали над крыльцом дома, на
воротах монастырей, на специальных столбах у
перекрёстков дорог и даже вдоль трактов. Русская
икона была связана как с духовной жизнью всей
страны, так и с жизнью каждого человека. На Руси считалось, что рукой
мастера управляет Божественная воля. На иконах
никогда не ставились подписи авторов. С давних
пор соблюдался неписаный закон – к иконописи
допускались только
чистые и светлые в помыслах люди. В древнерусской иконографии
самыми распространёнными образами являлись лики
Иисуса Христа. Они назывались Спасом
Нерукотворным. Иконы Спаса Нерукотворного
помещались в храмах, на главных городских
воротах. Спаса изображали и на русских боевых
знамёнах. Существовало негласное правило: для
начинающего иконописца первой
работой являлось написание Спаса
Нерукотворного. Историю
русской иконы можно условно разделить на две
эпохи. До XV века
она полностью была подчинена греческой. Расцвет
же русского иконописного искусства начался с XIV на XV век –
век величайших русских святых – Сергея
Радонежского, Степана Пермского и митрополита
Алексия. Говоря
о русской иконе, невозможно не упомянуть имени
Андрея Рублёва. В XV столетии
преподобный Андрей Рублёв создал одно из лучших
творений мировой живописи XV в. -
икону Святой Троицы. Между иконой и религиозной
живописью есть большая разница. Картину пишет
художник, который творчески перерабатывает
образ, добавляет что-то свое. Часто при написании
картины на религиозный сюжет он использует
модель-живого человека, натурщика. При таком
подходе картина утрачивает культовое значение и
превращается в произведение изобразительного
искусства. Благодатная сила русской иконы
заключается в том, что она подходит к идеалу
ближе, чем образ на религиозной картине. Церковное искусство можно
рассматривать только сквозь призму церковного
вероучения и жизни. Его нельзя воспринимать лишь
с эстетической точке зрения. В связи с этим
становится понятным, почему Русская
Православная Церковь настаивала на возвращении
чудотворных икон, хранящихся в музеях. Там икона
перестает быть иконой. Ей необходим весь строй
церковной жизни: храм, литургия, место в ряду
других икон, а главное глаза верующих, для
которых она - окно в другую реальность,
реальность Божественного мира. Литература: Энциклопедия для детей (Аванта) религии мира http: //icons2001 narod. ru/ikon3 – history. htm |
|