История религии |
|
Анна Иванова Индуизм: тайны и противоречия |
|
Я решила посвятить эту статью именно индуизму, так как это одна из самых противоречивых и неизведанных религий. Что может одновременно так
восхищать и пугать, как то, что противоречит друг
другу? В индуизме все именно так. Не один человек
не может точно сказать, кто является истинным
приверженцем индуизма, а кто нет. Конечно же, я отдаю
себе отчет, что в одну статью не возможно
включить хотя бы самое необходимое количество
необходимой информации о данной религии, но я
попробую включить по крайней мере азы индуизма. Индуизм
– одна из древнейших религий мира. Ее истоки обычно возводят к II-III тысячелетию
до новой эры. При этом индуизм до сих пор
сохраняет многие обычаи и установления с
древнейших времен. Такого длительного,
непрерывного и полнокровного существования не
имела, пожалуй, ни одна другая религия. В Индии
имеются многочисленные верования и религии, но,
тем не менее, она была и остается страной
индуизма по преимуществу. Именно вокруг него во
все века строилось ее культурное, политическое и
социальное единство. По
числу приверженцев, а их насчитывается около 700 млн.,
индуизм является одной из самых
распространенных религий мира. К концу нынешнего
столетия он стал популярен в ряде стран Европы и
Америки, претендуя на признание в качестве одной
из мировых религий. Как религиозный феномен индуизм
отличается необычайной сложностью и
противоречивостью, многим он кажется запутанным,
хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет
даже удовлетворительного определения понятия
"индуизм" и четкого объяснения, что же
относить к нему, каково содержание и границы
этого понятия. Вообще, эти трудности объяснимы:
за несколько тысячелетий своей истории индуизм
сложился как синтез всех сфер жизни:
мировоззренческую, социальную, поведенческую,
юридически-правовую и так далее. В этом смысле он
является не только религией, сколько образом
жизни. Очень сложная религиозная
система индуизма сочетает в себе самые, казалось
бы, несовместимы крайности и умело
приспосабливается к самым разнообразным
общественным и политическим условиям, сохраняя
необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость.
Именно из-за умения соединять несоединимое и
облекаться в причудливые формы, индуизм
постоянно порождать новые школы и течения. При
всей кажущейся аморфности, индуизм всегда
оставался исключительно стабильным. Двойственность сопровождает
почти каждую попытку определить индуизм исходя
из привычных представлений о религии. Лучше с
самого начала отказаться от взгляда на индуизм
как на систему, особенности которой можно легко
перечислить, сравнивая её с другими религиями.
Этот привычный подход к индуизму неприменим. В
нём мирно уживаются самые разнообразные черты,
порой составляющие крайние противоположности. Такое же ошеломляющее
многообразие представляет духовная жизнь Индии.
В индуизме она понимается как нечто,
обусловленное психологическими склонностями,
возрастом и способностями человека. То, что
походит для одного, может оказаться совершенно
неприемлемым для другого. Невозможно создать
обобщённый образ индуиста. Все индуисты, таким
образом, разделены невидимыми, но прочными
социальными перегородками: что хорошо для члена
одной касты, недопустимо для члена другой; что
предписывается индуисту на стадии ученика, то
уже не годится для домохозяина или отшельника. К тому же каждый район Индии
имеет свою местную традицию, любимых богов и
богинь, особые обряды и обычаи, излюбленные
праздники и предпочтительные места
паломничества. Богов в
индуизме так много, что бессмысленны любые
попытки их перечислить или просто сосчитать.
Индийское предание утверждает, что их ровно 3 333 333, но,
кажется, точно никто их не считал. В это число
входят не только боги, но и полубоги, святые,
кастовые, родовые и семейные покровители, демоны,
духи, призраки. Такое разнообразие верований и
форм поклонения уже более двух тысячелетий
сохраняет удивительную жизненность и единство и
служит для индийского народа неисчерпаемым
источником религиозных чувств. И всё
это называется индуизмом. Впрочем, слово это
европейского происхождения. Оно было введено в
обиход в XIX в. Сами
индийцы называют свою веру иначе: «хйнду-самая»,
«хинду-dxapea»,
что
значит «религия
индусов», «закон
индусов». Несмотря
на различия течений, групп, направлений и
взглядов, единство индуизма неоспоримо. Частью
этого единства являются многие народности,
населяющие Индию и живущие за её пределами. Все
они связаны общей культурной традицией, в
которой преобладают индуистские элементы. Не
случайно в Индии популярен лозунг «единство
в различиях», и это
единство выражается прежде всего в индуизме. Пожалуй, нигде в мире не найдётся такой удивительно полной и непрерывной линии развития религии, как в Индии. Современный индуизм во многом остаётся наследником своего далёкого прошлого. |
|