История религии


ivanova-jurnal.jpg (34916 bytes)

Анна Иванова

Индуизм: тайны и противоречия


Я решила посвятить эту статью именно индуизму, так как это одна из самых противоречивых и неизведанных религий.

Что может одновременно так восхищать и пугать, как то, что противоречит друг другу? В индуизме все именно так. Не один человек не может точно сказать, кто является истинным приверженцем  индуизма, а  кто нет. Конечно же, я отдаю себе отчет, что в одну статью не возможно включить хотя бы самое необходимое количество необходимой информации о данной религии, но я попробую включить по крайней мере азы индуизма.

Индуизм – одна из древнейших религий мира. Ее  истоки обычно возводят к  II-III тысячелетию до новой эры. При этом индуизм до сих пор сохраняет многие обычаи и установления с древнейших времен. Такого длительного, непрерывного и полнокровного существования не имела, пожалуй, ни одна другая религия. В Индии имеются многочисленные верования и религии, но, тем не менее, она была и остается страной индуизма по преимуществу. Именно вокруг него во все века строилось ее культурное, политическое и социальное единство.

По числу приверженцев, а их насчитывается около 700 млн., индуизм является одной из самых распространенных религий мира. К концу нынешнего столетия он стал популярен в ряде стран Европы и Америки, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий.

Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия "индуизм" и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия.

Вообще, эти трудности объяснимы: за несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез всех сфер жизни: мировоззренческую, социальную, поведенческую, юридически-правовую и так далее. В этом смысле он является не только религией, сколько образом жизни.

Очень сложная религиозная система индуизма сочетает в себе самые, казалось бы, несовместимы крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость. Именно из-за умения соединять несоединимое и облекаться в причудливые формы, индуизм постоянно порождать новые школы и течения. При всей кажущейся аморфности, индуизм всегда оставался исключительно стабильным.

Двойственность сопровождает почти каждую попытку определить индуизм исходя из привычных представлений о религии. Лучше с самого начала отказаться от взгляда на индуизм как на систему, особенности которой можно легко перечислить, сравнивая её с другими религиями. Этот привычный подход к индуизму неприменим. В нём мирно уживаются самые разнообразные черты, порой составляющие крайние противоположности.

Такое же ошеломляющее многообразие представляет духовная жизнь Индии. В индуизме она понимается как нечто, обусловленное психологическими склонностями, возрастом и способностями человека. То, что походит для одного, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Невозможно создать обобщённый образ индуиста. Все индуисты, таким образом, разделены невидимыми, но прочными социальными перегородками: что хорошо для члена одной касты, недопустимо для члена другой; что предписывается индуисту на стадии ученика, то уже не годится для домохозяина или отшельника.

К тому же каждый район Индии имеет свою местную традицию, любимых богов и богинь, особые обряды и обычаи, излюбленные праздники и предпочтительные места паломничества.

Богов в индуизме так много, что бессмысленны любые попытки их перечислить или просто сосчитать. Индийское предание утверждает, что их ровно 3 333 333, но, кажется, точно никто их не считал. В это число входят не только боги, но и полубоги, святые, кастовые, родовые и семейные покровители, демоны, духи, призраки.

Такое разнообразие верований и форм поклонения уже более двух тысячелетий сохраняет удивительную жизненность и единство и служит для индийского народа неисчерпаемым источником религиозных чувств.

И всё это называется индуизмом. Впрочем, слово это европейского происхождения. Оно было введено в обиход в XIX в. Сами индийцы называют свою веру иначе: «хйнду-самая», «хинду-dxapea», что значит «религия индусов», «закон индусов».

Несмотря на различия течений, групп, направлений и взглядов, единство индуизма неоспоримо. Частью этого единства являются многие народности, населяющие Индию и живущие за её пределами. Все они связаны общей культурной традицией, в которой преобладают индуистские элементы. Не случайно в Индии популярен лозунг «единство в различиях», и это единство выражается прежде всего в индуизме.

Пожалуй, нигде в мире не найдётся такой удивительно полной и непрерывной линии развития религии, как в Индии. Современный индуизм во многом остаётся наследником своего далёкого прошлого.


times.jpg (9925 bytes)

Оглавление


Hosted by uCoz