Великие Мыслители |
|
Марина Козлова Великий русский историк Николай Иванович Костомаров |
|
«…Не восхищаться
народностью, а знать её следует. Точно так же – не
восхищаться, не любоваться историею прошедшей
жизни – наше дело, а уразуметь её». Н.И.Костомаров Среди титанов российской исторической мысли XIX в., рядом с Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, занимает видное место Николай Иванович Костомаров (псевдонимы — Иеремия Галка, Иван Богучаров).Творчество русско-украинского учёного, историка и археолога, фольклориста и этнографа, поэта и просветителя, оказало большое влияние на развитие современников и долго ещё будет жить в памяти благодарных потомков. Сложный и неоднозначный
жизненный путь прошёл Н.И. Костомаров.
Современник А.И. Герцена, Т.Г. Шевченко, Н.Г.
Чернышевского и Н.А. Добролюбова, он был учёным,
писателем, фольклористом, трудами определившим
своё место в отечественной науке и культуре.
Многочисленные его монографии, статьи, очерки
содержат идеи, образы, картины времён создания
Русского государства, укрепления его
экономических и культурных позиций, а также
истории Украины периода формирования и
становления украинского народа, его борьбы за
независимость и
национальную самобытность. Вместе с тем
Костомаров никогда не был пассивным
созерцателем своего времени. Он жил в гуще
событий, стремясь своими произведениями и
деятельностью содействовать движению общества
вперёд. В научном наследии Костомарова
имеется немало того, что и сегодня представляет
интерес, без чего отечественная историческая
наука была бы обделённой. Он не только обогатил
отечественную науку новыми фактами,
оригинальным подходом к историческим явлениям и
выводами, но и в значительной мере
демократизировал освещение прошлого. Труды
учёного ближе, чем работы других историков его
поколения, стояли к жизни народа, и в этом
огромная ценность его творческого наследия. Костомаров
родился 4(16) мая 1817 года в
слободе Юрасовка Острогожского уезда
Воронежской губернии. Мать его, Татьяна Петровна
Мыльникова, была собственностью помещика Ивана
Петровича Костомарова. Старый солдат,
штурмовавший Измаил, отставной капитан
Костомаров, в духе времени погрузился в
вольтерьянство и не ограничился лекциями перед
крепостными о природном равенстве людей,
необходимости освобождения крестьян, отсутствии
бога и вреде суеверий. Он, по словам сына, «ни во
что не ставил дворянское достоинство» и ещё в 1812 г. решил
взять в жены крестьянскую девочку, которой хотел
дать образование. С ней он и обвенчался через
несколько месяцев после рождения сына,
незаконного, но единственного и любимого. До 10 лет
Николай Иванович воспитывался отцом по
рекомендации Ж.-Ж. Руссо при посредстве природы,
литературы, французских просветителей, стихов
Жуковского и Пушкина, и матерью – в духе
православия. Отец
Николая Ивановича был убит и ограблен своими
лакеями, но матери удалось выкупить своего сына у
родных мужа и отдать в частный воронежский
пансион. «Несмотря
на свой тринадцатилетний возраст и шаловливость,
- писал впоследствии историк, - я понимал, что не
научусь в этом пансионе тому, что для меня будет
нужно для поступления в университет, о котором я
тогда уже подумал как о первой необходимости для
того, чтобы быть образованным человеком». В 1831 г.
матушка определила его в воронежскую гимназию.
Мальчик переходит сразу в третий из четырёх
классов гимназии, где также почти не учили,
овладевает латинским, греческим, французским
языками и математикой, в 16 лет
единственный из гимназистов сдаёт экзамены на
историко-филологический факультет Харьковского
университета. Не найдя и здесь серьёзного
преподавания, юноша погружается в античность и
совершенствует языки, прибавив к ним
итальянский, пока на третьем курсе не знакомится
с новым профессором всеобщей истории М.М.
Луниным: отныне судьбой Костомарова стала
история. Последние
полгода до выпускных экзаменов Николай Иванович
болел оспой и был сочтён умершим, но, ещё нетвёрдо
держась на ногах, прибыл на сессию: для
дальнейшего пути в науку бастард должен был
получить «степень
кандидата на отличие». Он сдал
отлично выпускные экзамены и уехал домой, где
узнал, что лишён степени за оценку «хорошо» по
богословию, полученную на первом курсе. В январе
следующего 1837 г.
Костомаров пересдал все экзамены, год спустя
получил положенную ему кандидатскую степень, а
ещё почти через год, в ноябре 1838 г., -
кандидатское свидетельство. Одновременно, служа
юнкером в Кинбурнском драгунском полку, он
разобрал великолепный местный архив и подготовил к печати
историю Острогожского казачьего полка с
приложением основных документов, мечтая «составить
историю всей слободской Украины» (рукопись
эта сгинула в полиции после ареста). Никакие
обстоятельства не могли свергнуть
с пути Николая Ивановича, о котором сам оно
говорил вот так: «История
сделалась для меня любимым до страсти предметом;
я читал много всякого рода исторических книг,
вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: от
чего это во всех историях толкуют о выдающихся
государственных деятелях, иногда о законах и
учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью
народной массы? Бедный мужик,
земледелец-труженик, как будто не существует для
истории; от чего история не говорит нам ничего о
его быте, о его духовной жизни, о его
чувствованиях, способе его радостей и
печалей?<…..> Но с чего начать? Конечно, с
изучения своего русского народа; а так как я жил
тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской
ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных
памятников». Наибольшие
трудности представляло освоение едва знакомого
Костомарову украинского языка и литературы. Не
удовлетворяясь чтением, Николай Иванович со
свойственной ему неукротимой энергией начал «этнографические
экскурсии» по
Украине, которые продолжал затем многие годы. Не
только русские и польские, но и украинские по
происхождению его товарищи тогда «поднимали
на смех самую идею писать на малорусском языке», считая «дозволительно
глумиться над мужиком и его способом выражения». «Такое
отношение к народу и его речи мне казалось
унижением человеческого достоинства, и чем чаще
встречал я подобные выходки, тем сильнее
пристращался к малорусской народности», - писал
Костомаров. Он обобщил материалы своих
экспедиций и ответил по-украински прозой и
романтическими стихами, издав основанные на
фольклорно-историческом материале книги «Савва
Чалый» (1839), «Украинские
баллады» (1839), «Ветка» (1840), «Переяслвська
ничь» (1841) и другие
сочинения. В
диссертации «О
причинах и характере унии в Западной России» (1842) Костомаров
приводил богатый фактический материал о
безнравственности православного духовенства,
властолюбии и жадности патриархов, не
отличавшихся в этом отношении от пап; писал о
восстаниях казаков и крестьян; о пользе, которую
принесла украинскому просвещению необходимость
борьбы с унией. По доносу харьковского
архиепископа Н.Г.Устрялова, министр народного
просвещения С.С.Уваров отменил защиту и приказал
сжечь «подрывную» диссертацию. Но
Костомарова не легко было запугать. Весной 1843 г. он
подал в Харьковский университет первую на
Украине историко-этнографическую диссертацию и
защитил её 13 января 1844 г.,
несмотря на сопротивление консервативной
профессуры. Впрочем, и «Библиотека
для чтения» О.И.
Сенковского скептически отнеслась тогда к
работе «об
историческом значении русской поэзии», да и
В.Г.Белинский писал в «Отечественных
записках» в том
смысле, что «народная
поэзия есть такой предмет, которым может
заниматься только тот, кто не в состоянии или не
хочет заняться чем-нибудь дельнее». Под эту
полемику Николай Иванович опубликовал
исследование восстания Наливайко (1843), первым
из учёных обратил пристальное внимание на знаменитые ныне летописи
Величко, Самовидца, Грабянки, Ригельмана и многие
другие важнейшие памятники украинской истории,
большинство которых потом было издано им и его
единомышленниками (И.И. Срезневским, О.М.
Бодянским и др.). Между тем он потерял должность в
университете (вызвав из-за девушки на дуэль
своего соперника), и, преподавая в ровенской
гимназии, продолжал изучение народной жизни на
Украине. Историк получил «ужасающие
сведения». «Каторга
лучше была бы для них!» – писал о
крестьянах Костомаров. Из огромной массы
собранных им источников медленно вырастал «Богдан
Хмельницкий» – эпопея
мощного народного движения против иноверных
угнетателей, народной войны «за волю», за
воссоединение с Россией. Перебравшись
в Киев, он осенью 1845 г.
становится одним из организаторов тайного «братства
св. Кирилла и Мефодия» и пишет
его устав. То, что общество было тайным,
политического, а не научного характера,
подтверждается неосведомлённостью о его
существовании Алины Леонтьевны Крагельской
(впоследствии Костомаровой). Им же была
разработана и программа, изложенная в «Уставе и
правилах» общества,
в его программном документе – «Книге
бытия Украинского народа, а также в воззваниях «Братья
украинцы!», «Братья
великороссияне и поляки!». «Речь шла
о пропаганде идей освобождения
и единения славянских народов, которая «в нашем
воображении не ограничивалась уже сферою науки и
поэзии…стал нам представляться федеративный
строй, как самое счастливое течение
общественной жизни славянских наций…». Костомаров
все силы отдавал пропаганде идей тайного
общества, привлёк в него Т.Г.Шевченко – «народного
вождя, возбудителя к новой жизни». Летом 1846 г.
Николай Иванович получил возможность
распространять идеи тайного общества с кафедры
русской истории Киевского университета (его
лекции «Славянская
мифология» успели
выйти в свет в 1847 г.). В
марте 1847 г.
адъюнкт-профессору Костомарову было выдано
разрешение на брак с А.Л. Крагельской. Накануне
венчания он был схвачен и спешно отправлен в
Петербург. Костомаров провёл год в
Петропавловской крепости, сочинения его одно
время были запрещены к печатанию, полицейский
надзор был пожизненный. Местом ссылки Николая
Ивановича был город Саратов, где, как и в
крепости, оказались тогда избранные люди России.
Здесь началась его дружба с Н.Г.Чернышевским, А.Н.
Пыпиным, Д.Л. Мордовцевым и др. В губернском
правлении, к секретным делам которого
Костомарова неосторожно допустили, обнаружились
материалы по истории раскола, которому историк
посвятил затем много трудов. В периодике
появились анонимно изданные им местные народные
песни, после чего «высшая
правительственная власть» повелела
уволить цензора без пенсии. В Саратове же были в основном написаны
произведения, которые сразу по окончании ссылки
поставили учёного в ряд выдающихся историков
России. Вполне справедливо мнение учёного о том,
что «история,
занимаясь народом, имеет целью изложить движение
жизни народа». Главные
из множества работ, вышедших по возвращении его
из ссылки: «Иван
Свирговский, украинский гетман XVI века» («Москвитянин», 1855); «Борьба
украинских козаков с Польшею в первой половине XVII века до
Богдана Хмельницкого» («Отечественные
Записки», 1856); «Богдан
Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России» (там же, 1857); «Очерк
торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях» («Современник», 1857-1858);
«Бунт
Стеньки Разина» («Отечественные
Записки», 1858) и др. Середина
XIX
века
была ознаменована стремительным ростом
освободительного движения в
России. Н.И. Костомаров не остался в стороне от
веяний времени. В своём исследовании «Севернорусские
народоправства во
времена удельно-вечевого уклада.
Новгород-Псков-Вятка» (СПб., 1863) он
отмечал, что народоправство и любовь к свободе
были у истоков русской культуры, доказывая это
анализом исторических фактов. Именно «народная
духовная жизнь» есть «основа и объяснение всякого
политического события, поверка и суд всякого
учреждения и закона»; об этом
говорил Костомаров во вступительной части
своего лекционного курса истории Руси. Николай
Иванович написал ряд источниковедческих работ, в
том числе сделал крупные открытия в сложнейшей
области древнерусского и украинского
летописания. Он в теории и на практике доказал
значение комплексного анализа письменных,
фольклорных и этнографических памятников, факты
исторической географии. Развитая позже
В.О.Ключевским, тема «Об
отношении русской истории к географии и
этнографии» была
чётко сформулирована в 1863 году
действительным членом Русского географического
общества Костомаровым. Интересные исследования
Николай Иванович оставил в области истории
исторической науки. Яркая
публицистика Николая Ивановича в журналах «Основа» и «Вестник
Европы», в
организации которых он участвовал, в «Современнике», «Отечественных
записках», многих
других журналах и газетах в некотором смысле
поучительна и сегодня. В этих работах Костомаров
призывал к изучению украинского языка и «преподаванию
на народном языке в Южной России», доносил
до читателя правду о подвижниках украинской
культуры Т.Г.Шевченко, П.А.Кулише, Г.С.Сковороде,
М.А.Максимовиче, одним из первых обратился к
изданию сочинений Шевченко. Нельзя не отметить
заступничество Костомарова за Н.Г.Чернышевского
и других узников. Костомаров
отстаивал в печати «Проект
открытых университетов» для
всех, включая женщин, со свободой преподавания и
обучения. В ответ на закрытие в 1861 г.
Петербургского университета он вместе с
Д.И.Менделеевым, И.М.Сеченовым, А.Н.Бекетовым и
другими учёными начал чтение публичных лекций в
пользу неимущих студентов, а право на издание
своих трудов завещал «Литературному
фонду» – обществу
для пособия нуждающимся литераторам и учёным.
После открытия университета профессор,
внимательно следивший за политическими
событиями, пытался предотвратить волнения
студентов, был не понят ими и подал в отставку. ….По
вторникам в квартире Костомарова собиралось
избранное общество. Здесь бывали
Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Т.Г.Шевченко,
В.В.Стасов, А.Н. Пыпин и О.М. Бодянский, передовые
профессора, музыканты и художники, которым «любимейший
учитель всех» (по
словам Н.Н.Ге) помогал в работе над историческим
материалом. Хозяйство вела Татьяна Петровна, «превосходнейшая
женщина» (Н.Г.Чернышевский),
«благороднейшая
мать прекраснейшего сына» (Т.Г.Шевченко),
не покидавшая его до конца своих дней (1875). Во
время поездки в Киев Костомаров посетил дом, в
котором был арестован, встретил свою невесту и
через 27 лет
после обручения женился на ней, найдя верного
помощника и друга. С юности Николай Иванович
отличался слабым здоровьем. Особенно болели
глаза, порой историк терял зрение. Весной 1885 г., закончив последнюю часть «Исторического значения южнорусского песенного творчества», подготовив материалы для монографии о Ломоносове и начав статью о Минихе, Костомаров слёг. Преодолевая слабость, он попросил отнести себя в выставочный зал к картине И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». «Не хотел умереть не взглянувши ещё раз!» – сказал Николай Иванович художнику. 7 апреля он скончался, оплаканный передовыми людьми России и Украины. Ему были посвящены обширная литература (причём ещё при жизни творчество учёного рассматривалось не только в статьях, но и в книгах), выставки, юбилейные праздники на родине. Среди высоких отзывов о работах Костомарова, данных достойными уважения людьми его времени, можно выделить мнение Н.Г.Чернышевского: «…историк при современном состоянии цензуры сказал всё возможное». I. Источники: Костомаров Н.И.
Исторические произведения. Автобиография. Киев,1989 II. Литература: Пинчук Ю.А.
Исторические взгляды Н.И. Костомарова. Киев,1984 III. Справочная
литература. Большая советская энциклопедия. М., 1964 |
|