Музы в гостях у Клио |
|
Лилия Боброва Гениальный, великий, красивый... |
|
“Божественный
гений Рафаэля вознёсся
на высоту, которую никому не суждено было
превзойти
или достичь”
Гете Солнечным весенним днём,
давным-давно, в далёкой Центральной Италии на
свет появился Гений - Рафаэлло Санти. Выдающийся и
талантливейший художник всех эпох стал известен
всему миру, как Рафаэль. Именно так он подписывал
свои полотна. Его отец был художником. Он был
умным образованным человеком, хотя и не очень
знаменитым творцом. Когда
Рафаэлю исполнилось 11 лет умер
его отец. Мальчик становится круглой сиротой и
воспитывается своим дядей священником. В этом
возрасте у Рафаэля уже определённо обнаружился
талант художника. Юный гений наверняка помогал
своему отцу в работе и поэтому первые уроки
мастерства он получил от отца. Хотя огромное
влияние на Рафаэля произвёл его учитель, один из
крупнейших мастеров той эпохи- Перуджино. Его
школа чувствуется во многих работах Рафаэля. На
тот момент юноше было двадцать лет и он уже имел
звание магистра, а, значит, их совместную работу с трудом можно
назвать работой мастера и подмастерья, это,
скорее, было союзом двух равноправных художников. Затем Рафаэль уезжает во
Флоренцию, где он совершенствует своё мастерство
у таких художников, как Леонардо да Винчи и
Микеланджело. Многие источники утверждают то,
что у Рафаэля был замечательный характер. Он
отличался красотой, добронравием и изяществом
манер. Вскоре
он стал любимцем Римского папы, который в 1508 г.
вызвал его в Рим и поручил роспись своих
дворцовых покоев. Эта работа раскрыла
одарённость молодого гения, впоследствии
назначенного папским архитектором. При этом
Рафаэль успевал также выполнять частные заказы
состоятельных вельмож. В 35 лет,
как художник, он добился высочайшей славы и
богатства. Леонардо да Винчи и Микеланджело были столь
же талантливы, как Рафаэль, но Леонардо часто
оставлял свои работы незаконченными, а
Микеланджело имел взрывной характер. Рафаэль же был мечтой любого
заказчика - исполнительным гением с ангельским
нравом. Ещё
одной чертой Рафаэля была страсть к женщинам. Он
никогда не был женат. В 1514 году он
хотел вступить в брак с племянницей кардинала
Биббьены, Марией, но невеста неожиданно умерла. Другая женщина, с именем которой
часто связывают имя Рафаэля, была куртизанкой,
известной как Форнарина (“Дочь пекаря”). Её считали возлюбленной Рафаэля,
но нет никаких доказательств, что Форнарина
существовала на самом деле. Сохранились два портрета работы
Рафаэля, на которых, как считают, изображена
Форнарина, однако, скорее всего, это портреты
двух разных женщин. Рафаэль был человеком очень
религиозным, поэтому часто писал картины на
религиозные темы. Его отличительной чертой было
умение изображать небесные создания так, чтобы
передать в них сочетание земного и
божественного. Образы его героев были
обаятельными, их фигуры мягкими и округлыми, а
лики нежными и добрыми. Он удивительным образом сочетал
по-античному прекрасные внешне черты с высокой
внутренней одухотворённостью христианских
образов. Славу художнику принесли его
многочисленные изображения Мадонны. Прекрасные
женские образы в его творчестве прошли эволюцию
от безмятежного спокойного и поэтичного
восприятия мира до трагического осознания
необходимости жертвы в “Сикстинской Мадонне”. Итак, сейчас я хочу поведать вам о
знаменитейшей картине гения Рафаэля, о
“Сикстинской Мадонне”. Красивейшее
произведение искусства посвящено теме Мадонны с
младенцем. Некоторое время эта картина считалась
самой известной картиной во всём мире. Но не
только за красоту её оценил весь мир, а также она
известна потому, что Король Польши Фридрих
Август III
Саксонский купил её у церкви Сан - Сиксто, за
огромные деньги. Старым названием картины было
“Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой
Варварой”. Эта работа была заказана Рафаэлю как
алтарный образ для капеллы монастыря Св. Сикста в
Пьяченце. Описывая эту картину можно
многое подчеркнуть и заметить. Мадонна держит доверчивого
приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо
и бережно. Взгляд её, направленный сквозь
зрителя, полон скорбного предвидения
трагической судьбы сына. Но фигура Девы выглядит здесь
величественнее, чем на других картинах Рафаэля,
посвящённых матери Иисуса. Это единственный
случай, когда мадонна изображена художником в
полный рост и почти в натуральную величину. Святая
Варвара, изображённая справа от Мадонны, изящно
преклоняет голову перед Девой и младенцем, хотя
взгляд её устремлён на херувимчиков. Принято
считать, что Варвара приняла мученическую смерть
около 300 года.
Святой Варваре молились о даровании победы на
поле битвы. Папа
Сикст II,
принявший мученическую смерть в 258 году и
причисленный к лику святых, просит Марию о
заступничестве за всех, кто молится ей перед
алтарём. Маленькие ангелочки вносят в
картину теплоту и озорство. Их взгляды также
внимательно устремлены на Марию. Правда, они
больше похожи на мифологических амуров, чем на
библейских ангелов. Образы героев этой картины
необычайно милы, просты и необычайно прекрасны! Жизнь
Рафаэля складывалась счастливо, но оборвалась на
37-ом году
его жизни. По
иронии судьбы он скончался в свой 37-ой день
Рождения от горячки. Вот так печально закончилась судьба величайшего гения… |
|