Музы в гостях у Клио |
|
Алексей Курбатов Путь через Альпы |
|
Суриков.…
Когда мы произносим имя это замечательного художника, вспоминаем
созданные им картины, перед
нами оживают бессмертные страницы истории
нашего народа, далёкие события героического
прошлого. Впервые в русской исторической
живописи Суриков обращается к
темам народных движений, делает народ основным
героем своих произведений. “Я
не мыслю себе действия
одной исторической личности без народа. Главная
моя задача – вытащить народ на улицу”, - писал
художник. Суриков изображал народ как
действенную силу, творящую историю, показывал
его борьбу и страдания, героизм и трагические
испытания. Гениально воссоздавая образы людей
давно минувших времён, их отношение, их общественные и личные
судьбы, художник раскрывает перед нами как бы
самый дух истории, колорит определённой эпохи.
Исторические события, изображённые на его
картинах, воспринимаются нами так, как если бы
они происходили на наших глазах. Мы невольно
становимся не только
свидетелями, но и участниками происходящего. Это
умение приблизить прошлое
к современности, глубокое проникновение в
изображаемую эпоху – величайшая заслуга
Сурикова и всей исторической живописи второй
половины XIX века. Смелость, новизна композиционных
приёмов, блестящие использование Суриковым
возможностей цвета и света – всё это обогатило
великое художественное наследие русской
живописи. Один из моментов героического
швейцарского похода русских войск и запечатлел
В. И. Суриков в своей картине. Суровы и величественны Альпийские горы, занесённые
снегом и покрытые вечным льдом. С отвесного горного склона, с огромной
высоты стремительно и неудержимо скользят вниз
суворовские солдаты. Один закрыв лицо плащом, не
выпуская ружьё, боится взглянуть в страшную
пропасть. Другой, преодолевая страх перед
неведомой стихией, стремительно летит в бездну.
Чуть повыше – старый солдат, поседевший в боях.
Голова его непокрыта, на груди Георгиевский
крест, полученный за храбрость и мужество! Глядя
вниз, старик крестится. Крепко сжимая оружие, он
приготовился к спуску. Справа солдаты спокойно и
неторопливо спускают в пропасть пушку. Выше -
молодые воины, на их лицах улыбки, боевой задор.
Здесь же, рядом с солдатами, на самом краю ледяной
пропасти, Суворов. В самый напряженный момент
перехода Суворов – со своими солдатами; он
подбадривает их шутками, острым словом, внушая им
уверенность в победе. Своими тёплыми словами
старый полководец укрепляет силы солдат в
суровой борьбе. «Главное
в картине – движение, храбрость беззаветная,
покорные слову полководца идут», - пишет
Суриков. Солдаты идут, «слову
полководца покорны…», так как
слово Суворова доходит не только до сознания, но
и до сердца каждого воина. Суриков, создавая батальную
картину, не показал сцены сражения, борьбы с
врагом, но война им была раскрыта глубоко и
правдиво, ибо эта война не только в боевых
действиях, решительных схватках с врагом, но и
мужественной борьбе со стихией, в стойком
преодолении трудностей. Около
пяти лет работал Суриков
над картиной. Первый карандашный эскиз был
сделан еще в 1895 году, в
нём ещё нет передачи стремительного действия
солдат, иначе решен пейзаж. Началась напряженная
каждодневная работа художника. Чтобы понять и
прочувствовать передвижение солдат, чтобы
проникнуть духом суворовских
походов, Суриков едет в 1897 году в
Швейцарию знакомиться с своеобразной горной
природой. Многочисленные этюды, рисунки,
наброски сделанные в Швейцарии, свидетельствуют
об упорной, кропотливой работе художника по
изучению пейзажа Швейцарии. Но и этого было мало
художнику. Он решает сам пройти по суворовскому
маршруту. Он хотел пережить то, что предстояло
изобразить в картине. Он сам с риском для жизни
спускался в пропасть, взбирался на горы и
ледники. Как и «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Альпы» - это повесть о мужестве народа, способность преодолеть любые трудности, готового идти на жертвы ради интересов родины. Это гимн величию и силе русского человека. |
|