Троны и революции |
|
Алексей Лебедев IX столетий борьбы ирландского народа |
|
"Нас не сломить, если не уничтожить наше стремление к свободе. Им не сломить меня, поскольку в сердце своём я храню мечту о свободе. Когда все ирландцы найдут в себе силы выступить в защиту своих
стремлений – тогда займётся новый день. И тогда мы
увидим, как восходит луна". Б. Сэндз. Борьба
Ирландии против английских колонизаторов
насчитывает уже боле IX веков!
С момента высадки в XII веке
английских рыцарей под предводительством
Генриха Плантагенета и до наших дней эта борьба
практически не прекращалась. Многочисленные
антианглийские движения, бунты и восстания
придают Ирландии статус не только самой старой,
но и самой беспокойной колонии Соединённого Королевства. В
конце XVIII в. в
Ирландии сформировалось движение за независимую
единую Ирландскую Республику. Этот лозунг и
сейчас используют многие политические партии и
организации во всей Ирландии. В том числе и И.Р.А. Официально
Ирландская Республиканская Армия появилась в
апреле 1916 года,
во время “красной пасхи”. В её
состав вошли отряды патриотов и группа “Армии
ирландских граждан»,
созданной выдающимся деятелем рабочего движения
Ирландии Джеймсом Коннелли. Под угрозой
“немедленной и ужасной войны” , Ирландия
подписала с Англией договор о разделе Ирландии
на две части: Северную Ирландию, которая осталась
под властью короны, и Свободное Ирландское
государство. В 1949 году
юг острова стал республикой. И.Р.А.
категорически не признала этого договора и в 1921 вступила
в противоборство с властями, но уже к маю 1923 года
командование объявляет о прекращении боевых
действий и уходит в подполье. Сейчас ИРА запрещена на всей
территории Британских островов, и за
принадлежность к этой организации грозит
тюремное заключение. Однако большинство ирландцев
одобряют цели ИРА - создание единой республики.
Возможно этим и объясняется долголетие
подпольной армии, хотя ее методы:
групповой и индивидуальный террор –
осуждают все. Все ,кроме жителей католических
гетто Ольстера, жертв террора английской армии и
протестантских экстремистов. ИРА – их
единственная защита. Главным
в деятельности ИРА являются вооруженные
методы борьбы. Это подтвердили делегаты на ее
конференции в 1970 году.
Их основной лозунг: “С врагом можно говорить
только на языке оружия”. И это несмотря на то, что
десятилетия террора видимых результатов не
принесли и ни не
приблизили республиканское дело к его цели. В настоящее время ИРА твердо
стоит на позиции силового решения вопросов и
фактически ограничивает свою деятельность
организацией вооруженных нападений на армейские
патрули и наряды полиции, отдельных
военнослужащих и тюремщиков. Одновременно устраивают взрывы
на промышленных предприятиях, в местах отдыха и
учреждениях, гостиницах, кафе и других местах
скопления людей. Оружие и взрывчатка для И.Р.А.
поступают из-за границы, где покупаются на
деньги, собранные в США сторонниками И.Р.А., либо
на средства, которые добывает сама подпольная
армия. Она получает доход за счёт того,
что грабит банки, получает доходы от рэкета, а
также содержит свои пивные, участвует в
строительном бизнесе. В католических гетто Северной
Ирландии И.Р.А. выполняет функции уголовной
полиции. Всем ворам, грабителям и взломщикам
уготовано традиционное и скорое наказание – им
просто простреливают
коленные чашечки. Что
есть террор для И.Р.А.: самоцель или метод борьбы?
В
публикациях И.Р.А. говорится: “В нашей
вооруженной борьбе мы преследуем две цели –
дальнейшая дестабилизация ситуации в шести
графствах и ослабление воли британского
правительства. Либо оно придет к выводу, что
следует уйти из Северной Ирландии, либо его к
этому принудит британское общественное мнение” Но в реальности всё выходит
совсем по-другому. Террор против солдат и
офицеров, зачастую безоружных, не вызывает в
Великобритании требование поскорее убрать армию
из Ольстера. Скорее наоборот, укрепляет
общественное мнение в том, что нужны самые
жесткие меры против И.Р.А. Взрывы бомб в протестантских
кварталах не вселяют в их жителей ужас, а провоцируют
поддержку протестантских вооруженных
образований, усиливают напряженность в
отношениях между двумя религиозными общинами и
еще дальше отодвигают день соединения. Кроме религиозного вопроса,
здесь возникает вопрос социальный, а, точнее, классовый. Католики – потомки коренных
жителей острова – преимущественно рабочие и
крестьяне-арендаторы на землях, принадлежащих
протестантам, - выступают в массе своей за
единство Ирландии, поскольку для них единая
Ирландия – гарантия равноправия. Среди протестантов, предки
которых пришли на ирландскую землю с войсками
английских завоевателей, значительную массу
составляют банкиры, бизнесмены в промышленности
и торговле, крупные земледельцы. Они называют
себя юнионистами, сторонниками унии –
нерушимого союза с Великобританией,
захватнический курс которой в прошлом заложил
основы их богатства, а дискриминационная
политика в отношении католиков гарантирует
дешевый труд. ”Мы
подняли кулак, но, опасаюсь, что он теперь падёт
на нас самих!” (Ю. Марцинкявичюс «Миндаугас»).
Несмотря на правильные идеи, И.Р.А зачастую
играет на руку британскому правительству. Под видом “борьбы
с терроризмом” англичане вводят чрезвычайные
законы, принимают репрессивные меры против самих
ирландцев. В таком виде, как сейчас проблема
Северной Ирландии не имеет решения. Для
преодоления необходимы новые меры, которые
помогут выйти из “ольстерского тупика”. Нет сомнений, что Ирландия должна
быть единой… А пока британским правительством
рассматриваются новые планы ужесточения
карательных мер в Северной Ирландии. P.S.: Согласно закону о флагах и эмблемах, действующему в Северной Ирландии, на ее территории запрещено вывешивать трехцветный флаг Ирландской Республики. |
|