Мода в Истории |
|
Ольга и Екатерина Шляховские Мини-юбка как символ эпохи (К 70-летию их создательницы Мэри Квант) |
|
У мини-юбки двойной юбилей - ее автору, британскому поп-дизайнеру Мэри Квант исполняется семьдесят лет, а самой модели - сорок: в 1964 году мини была признана мировой сенсацией. Юбка "горячей длины"
Мэри
Квант только успевала придумывать новые модели. Кстати,
сама Мэри Квант на авторство мини не
претендовала - она говорила, что просто ввела
моду на лондонских свингующих девчонок
шестидесятых годов, к которым принадлежала сама.
Вместе со своими Chelsea
girls, девушками
из Челси, она утверждала: "Хороший вкус -
смерть. Вульгарность - жизнь". Лозунг работал: в
1957
году
она открыла второй магазин, а в 1960-м -
собственное ателье. Отныне ее модели украшал
фирменный лейбл - стилизованная черная то ли
ромашка, то ли маргаритка. Сенсационный прорыв мини объясняется тем, что идея буквально носилась в воздухе, - сексуальная революция, стартовавшая в Европе в шестидесятые, руководствовалась лозунгами "Долой!" во всем, включая нижнее белье. В мае 1968 года феминистки из Движения защиты женщин провели демонстрацию, на весь Париж, скандируя "Мини - одежда для всех!" и демонстративно выбрасывая свои лифчики прямо на асфальт. И хотя, по теории известного парижского историка и аналитика моды Александра Васильева, женщины раздеваются в результате мировых войн, чтобы привлечь внимание оставшихся после катаклизмов мужчин, мини-юбка, предельно обнажив женские бедра, сравнительно мирно и на долгие годы завоевала славу самой популярной модели мира.
Мини-космополит
Понятно,
что никто не хотел остаться в стороне от
революции. В 1965 году Ив
Сен-Лоран создает знаменитое
"мондриановское" мини-платье из квадратов
локальных цветов, и даже аристократичный Дом
моды Balmain выпустил
вечернее плиссированное мини-платье из шифона и
парчи. В
поисках новых материалов Мэри Квант не отставала
от парижан и все найденное обращала в прибыль. В 1962 году она
подписала контракт с самой крупной американской
фирмой молодежной одежды J.C.Penny, а в 1963 году
основала собственную фирму "Джинджер-групп"
- и теперь ее модели оптом продавались по всему
миру. Коллекция "Вива-Вива" (разумеется,
только мини на все лады), представленная в Милане
в 1967 году,
показала необычайные перспективы искусственных
волокон, из которых были связаны крошечные юбки и
платья, а также сопровождавшие их колготки и
гольфы. После ошеломляющего успеха этой коллекции в Париже за несколько дней было продано тридцать тысяч платьев от Mary Quant. Дальше в ход пошел полихлорвинил, из которого Мэри Квант шила короткие плащи и длинные сапоги, и поливинил, для которого нитки стали не нужны - модели можно было просто сваривать по швам. Американцы идею развили еще более утилитарно: в 1966-1967 годах в США Scott Paper Company продала полмиллиона одноразовых бумажных платьев-мини по цене $1,25. Мини-веточка Новая
модель одежды требовала идеальных длинных ног и
абсолютной стройности. Мягкие женственные формы
были объявлены вне закона, а в моду вошли
чахоточного вида девицы с щуплыми фигурами и
ногами-спичками. Самыми известными
манекенщицами в Лондоне тех лет считались
неприлично тощие Пенелопа Три и Джейн Шримптон
по прозвищу Шримп (Креветка), а в Европе - немецкая
модель Верушка, в жизни - графиня фон Лендорфф. Их
фотосессии становились сенсацией, их снимали
самые именитые фотографы, в числе которых и
знаменитый Ричард Аведон. Хотя гораздо большим
спросом у фоторедакторов молодежных журналов
пользовались снимки скандально известного
модного фотографа Дэвида Бейли. Он
руководствовался им же сформулированным
принципом "Шмотки - это всего лишь шмотки",
главным во время съемки был сексуальный мотив.
Каждый кадр Бейли выстраивал так, будто
намеревался наброситься на свою жертву,
предварительно объяснив ей, что камера, - это
что-то вроде пениса. К слову, именно он стал для
Микеланджело Антониони прообразом главного
героя в знаменитом фильме "Blow-up"
(1966), где
знаменитая модель Верушка сыграла саму себя -
знаменитую модель. Однако истинной сенсацией шестидесятых стала шестнадцатилетняя англичанка Лесли Хорнби (36,5 кг), прозванная Твигги (англ. - веточка, стебелек). В 1966 году Твигги стала "Лицом года": ее огромные глаза с наклеенными ресницами, обведенные черными тенями, как у панды, стали образцом нового макияжа. Производители косметики и искусственных ресниц охотно вкладывали деньги в новые линии, широко рекламируя "стиль Твигги". Все, что давало возможность походить на Твигги, тинейджеры моментально сметали с прилавков, требуя все новых игрушек в стиле своей любимицы. Безумие под названием "Твигги" продолжалось три года - за это время супермодель стала настоящим идолом моды, сама занялась производством косметики, одежды и товаров для дома, выпустила куклу под своим именем, сумела сколотить состояние и в девятнадцать лет ушла на покой. Мини Джеки К
середине шестидесятых благодаря Мэри Квант не
осталось ни одной девицы, в чьем гардеробе не
нашлось бы пары мини-юбок. К этому времени Мэри
Квант стала национальной героиней. В
Букингемском дворце ей вручили орден Британской
империи за заслуги в британском экспорте и
легкой промышленности, а в 1966 году
объявили "Женщиной года". Это случилось
сразу после того, как свои юбки укоротила
королева Англии Елизавета II. Еще
раньше, в 1962 году,
когда первая леди Америки Жаклин Кеннеди
спускалась с трапа самолета в римском аэропорту,
папарацци замерли: ее леопардовое пальто
открывало колени гораздо больше дозволенного
протоколом. Хрупкой фигуре, стройным ногам, а
главное, стилю Джекки, лаконично-элегантному, как
нельзя лучше подходила мини-юбка. В
знаменитом фильме шестидесятых годов "Бонни и
Клайд" Фэй Данауэй тоже щеголяла в мини от Нино
Черрутти (хотя в тридцатые, время действия
фильма, о мини никто не мог помыслить). Энди
Уорхолл создал модель-пародию из страниц
справочника Yellow Pages.
Целых
восемь лет, пока на смену мини не пришли макси и
миди, мир только и был занят тем, что обсуждал, чья
юбка короче, и не было коллекции ни pret-a-porte, ни haute
couture, где эта
смелая конструкция не занимала бы центрального
места. Мини не прощается с тобой Несмотря
на регулярные витки моды, мини остается самой
популярной моделью дамской одежды, ее
непреходящей тенденцией. Революция, которую
затеяла мало кому известная англичанка Мэри
Кант, была поддержана дизайнерами на всех
континентах и миллионами почитательниц во всем
мире - потому что мини обеспечило женщинам
свободу движения, легкомысленный облик и юный
вид. "Чем
больше лет, тем выше юбка" - этот девиз и в ХХI веке
объединяет продвинутых модниц независимо от
образа жизни, вероисповедания и финансового
положения. Сегодня мини делают из кожи, винила,
кружев, парчи, тафты, муслина, льна, ситца,
вельвета, велюра, шелка, пластика, меха, бижутерии
- список продолжите сами. Мини - самая
демократичная одежда: тридцать сантиметров
ткани - и вы одеты как королева. |
|