История религии


 

Екатерина Лебедева, Вера Хромова

Ислам


 

Ислам – самая молодая и динамично развивающаяся из мировых религий. В настоящее время число последователей ислама на планете приближается к миллиарду человек и продолжает неуклонно расти. Если эта тенденция будет сохраняться и дальше, то к 2025 году, по прогнозам учёных, каждый четвёртый землянин будет исповедовать эту религию.

Ислам зародился в первой четверти VII в.н.э. на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь. Экономическим и религиозным центром  Хиджаза была Мекка, где давно осело сильное племя курайш, представители которого с V в.н.э. владели ключами от храма Кааба. Этот древний языческий храм в форме куба почитался всем кочевым и оседлым населением Аравии. В центре Кааба стоял идол Хубала – божества племени курайш в образе человека с золотой рукой. Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя.

Население языческой Мекки поклонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах.

Пророк Мухаммед – основоположник ислама – родился 12 числа месяца рабиа ал – аввал по лунному календарю. День рождения Мухаммеда совпадает с днём его смерти. Такое символичное совпадение дат рождения и смерти (т.е. рождения для вечной жизни), как считает ислам, дано Мухаммеду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего Пророка в истории человечества.  В отличие от основателей многих крупнейших религий мира, Мухаммед – реальная фигура, в историчности которой нет причин сомневаться. Он принадлежал роду курайш, рано осиротел и воспитывался дедом, а затем дядей.

Приблизительно с 610 года Мухаммед, уже давно посещаемый «видениями», слышавший «голоса», начинает выступать в качестве проповедника новой религии. При создании основ исламского вероучения он не противопоставлял его более древним и уже утвердившимся иудаизму и христианству.

Сконцентрировав в своих руках духовную, административную, военную и судебную власти в общине, а затем и в Медине (город пророка), Мухаммед организует и возглавляет антимекканское движение. Под его религиозные и политические знамена постепенно собираются (добровольно или силой оружия) кочевые и оседлые племена Аравии.

В 630 году оказавшаяся в военной и политической блокаде Мекка признает пророка и принимает ислам, выторговав в качестве условия, право быть религиозным центром молодого мусульманского государства. Кааба объявляется «Домом Аллаха», а стоящие вокруг нее изображения прежних племенных богов уничтожаются.

Цели молодой религии – распространение истинной веры и расширение общины – совпадали с экономическими и политическими интересами арабского государства. Это нашло выражение в идее джихада (войны за веру), ставшей одной из главных обязанностей мусульманина.

Арабский Халифат, подобно другим мировым империям, оказался недолговечным. Уже с середины VIII века начался процесс дробления единого государства на множество автономных образований, который завершился в XIII веке его окончательным распадом. Однако ислам, укоренившийся во многих сферах общественной и личной жизни покоренных народов, остался у них в качестве основной религии.

Основными источниками религиозного учения мусульман является Священное писание – Коран ( араб., чтение) и Священное предание – Сунна.

Коран – главная священная книга ислама – представляет собой собрание божественных откровений, переданных Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. При жизни Мухаммеда Коран передавался только устно самим пророком и был записан только после его смерти.

Культ ислама включает в себя пять основных обязательных положений.

Первая обязанность мусульманина – признание истинности того, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха.

Вторым «столпом веры» выступает ежедневная пятикратная молитва. По преданию, во время пребывания Мухаммеда на небесах Аллах приказал ему молиться 50 раз в день, но потом смилостивился и сократил это число в 10 раз.

Третий «столп» ислама – пост в месяц рамадан – требует от мусульманина строгого воздержания от еды, питья, курения, удовольствий, развлечений, потребления духов и благовоний с восхода до заката солнца. Пост длится 30 дней.

Еще одним, четвертым по счету, краеугольным камнем религии мусульман, выступает обязательная благотворительность, с помощью которой состоятельные члены общины как бы очищались перед Аллахом от греха чрезмерного богатства.

Пятый, последний, «столп ислама» составляет хадж – паломничество в Мекку и другие святые места северо-западной части Аравии, связанные с возникновением этой мировой религии, которое должен совершить каждый мусульманин при наличии физической и финансовой возможности.

Важную роль в регулировании религиозной, общественной и личной жизни последователей ислама играет шариат (араб., правильный путь) – свод мусульманских законов, принципов и правил поведения, обрядов, соблюдение которых угодно Аллаху и ведет прямой дорогой в Рай.

Основываясь на Коране, Сунне и трудах религиозных авторитетов, шариат различает пять категорий человеческих действий.

Обязательные, за невыполнение которых следует наказание.

Рекомендуемые, то есть желательные, но не обязательные.

Дозволенные, в отношении которых занимается нейтральная позиция.

Предосудительные (нежелательные, но не наказуемые).

Запрещенные (наказуемые).

Суды шариата строги к нарушителям исламского образа жизни: за отступление от веры, разбой, преднамеренное убийство предусматривается смертная казнь; за покушение на чужую собственность – отсечение конечностей. Их приговоры не подлежат обжалованию и приводятся в исполнение немедленно. Среди множества установлений шарита – запреты на заключение брака с представителями иных религий, на потребление вина, свинины, на азартные игры. Многие из перечисленных ограничений сегодня уже утратили свою силу.

Рассмотрение установок, содержащихся в Коране, Сунне и шариате, показывает, что, проникая во все сферы общественной, семейной и личной жизни мусульман и покорённых ими народов, ислам постепенно перерастает рамки просто религии, превращаясь в образ жизни.

 

Используемая литература:

1. Религиоведение: Учебное пособие. Научный редактор А. В. Солдатов. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

2. Детская энциклопедия «Религия мира».   


Оглавление


Hosted by uCoz