История религии |
|
Екатерина Лебедева, Вера Хромова Ислам |
|
|
|
Ислам – самая молодая и динамично развивающаяся из мировых религий. В настоящее время число последователей ислама на планете приближается к миллиарду человек и продолжает неуклонно расти. Если эта тенденция будет сохраняться и дальше, то к 2025 году, по прогнозам учёных, каждый четвёртый землянин будет исповедовать эту религию. Ислам
зародился в первой четверти VII в.н.э.
на западе Аравийского полуострова, в области
Хиджаз, через которую в древности проходил
караванный путь. Экономическим и религиозным
центром Хиджаза была
Мекка, где давно осело сильное племя курайш,
представители которого с V в.н.э.
владели ключами от храма Кааба. Этот древний
языческий храм в форме куба почитался всем
кочевым и оседлым населением Аравии. В центре
Кааба стоял идол Хубала – божества племени
курайш в образе человека с золотой рукой. Древние
арабы считали его повелителем небес, властелином
грозы и дождя. Население языческой Мекки
поклонялось многим богам, и один из них носил имя
Аллах. Пророк
Мухаммед – основоположник ислама – родился 12 числа
месяца рабиа ал – аввал по лунному календарю.
День рождения Мухаммеда совпадает с днём его
смерти. Такое символичное совпадение дат
рождения и смерти (т.е. рождения для вечной жизни),
как считает ислам, дано Мухаммеду Творцом в знак
его особой миссии носителя Откровения,
последнего Пророка в истории человечества. В отличие от основателей
многих крупнейших религий мира, Мухаммед –
реальная фигура, в историчности которой нет
причин сомневаться. Он принадлежал роду курайш,
рано осиротел и воспитывался дедом, а затем
дядей. Приблизительно
с 610 года
Мухаммед, уже давно посещаемый «видениями», слышавший
«голоса», начинает
выступать в качестве проповедника новой религии.
При создании основ исламского вероучения он не
противопоставлял его более древним и уже
утвердившимся иудаизму и христианству. Сконцентрировав в своих руках
духовную, административную, военную и судебную
власти в общине, а затем и в Медине (город
пророка), Мухаммед организует и возглавляет
антимекканское движение. Под его религиозные и
политические знамена постепенно собираются
(добровольно или силой оружия) кочевые и оседлые
племена Аравии. В 630 году
оказавшаяся в военной и политической блокаде
Мекка признает пророка и принимает ислам,
выторговав в качестве условия, право быть
религиозным центром молодого мусульманского
государства. Кааба объявляется «Домом
Аллаха», а
стоящие вокруг нее изображения прежних
племенных богов уничтожаются. Цели молодой религии –
распространение истинной веры и расширение
общины – совпадали с экономическими и
политическими интересами арабского государства.
Это нашло выражение в идее джихада (войны за
веру), ставшей одной из главных обязанностей
мусульманина. Арабский
Халифат, подобно другим мировым империям,
оказался недолговечным. Уже с середины VIII века
начался процесс дробления единого государства
на множество автономных образований, который
завершился в XIII веке
его окончательным распадом. Однако ислам,
укоренившийся во многих сферах общественной и
личной жизни покоренных народов, остался у них в
качестве основной религии. Основными источниками
религиозного учения мусульман является
Священное писание – Коран ( араб., чтение) и
Священное предание – Сунна. Коран – главная священная книга
ислама – представляет собой собрание
божественных откровений, переданных Аллахом
пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. При
жизни Мухаммеда Коран передавался только устно
самим пророком и был записан только после его
смерти. Культ ислама включает в себя пять
основных обязательных положений. Первая обязанность мусульманина
– признание истинности того, что нет божества,
кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха. Вторым «столпом
веры» выступает
ежедневная пятикратная молитва. По преданию, во
время пребывания Мухаммеда на небесах Аллах
приказал ему молиться 50 раз в
день, но потом смилостивился и сократил это число
в 10 раз. Третий «столп» ислама
– пост в месяц рамадан – требует от мусульманина
строгого воздержания от еды, питья, курения,
удовольствий, развлечений, потребления духов и
благовоний с восхода до заката солнца. Пост
длится 30 дней. Еще одним, четвертым по счету,
краеугольным камнем религии мусульман,
выступает обязательная благотворительность, с
помощью которой состоятельные члены общины как
бы очищались перед Аллахом от греха чрезмерного
богатства. Пятый,
последний, «столп
ислама» составляет
хадж – паломничество в Мекку и другие святые
места северо-западной части Аравии, связанные с
возникновением этой мировой религии, которое
должен совершить каждый мусульманин при наличии
физической и финансовой возможности. Важную роль в регулировании
религиозной, общественной и личной жизни
последователей ислама играет шариат (араб.,
правильный путь) – свод мусульманских законов,
принципов и правил поведения, обрядов,
соблюдение которых угодно Аллаху и ведет прямой
дорогой в Рай. Основываясь на Коране, Сунне и
трудах религиозных авторитетов, шариат
различает пять категорий человеческих действий. Обязательные, за невыполнение
которых следует наказание. Рекомендуемые, то есть
желательные, но не обязательные. Дозволенные, в отношении которых
занимается нейтральная позиция. Предосудительные (нежелательные,
но не наказуемые). Запрещенные (наказуемые). Суды шариата строги к
нарушителям исламского образа жизни: за
отступление от веры, разбой, преднамеренное
убийство предусматривается смертная казнь; за
покушение на чужую собственность – отсечение
конечностей. Их приговоры не подлежат
обжалованию и приводятся в исполнение
немедленно. Среди множества установлений шарита
– запреты на заключение брака с представителями
иных религий, на потребление вина, свинины, на
азартные игры. Многие из перечисленных
ограничений сегодня уже утратили свою силу. Рассмотрение установок,
содержащихся в Коране, Сунне и шариате,
показывает, что, проникая во все сферы
общественной, семейной и личной жизни мусульман
и покорённых ими народов, ислам постепенно
перерастает рамки просто религии, превращаясь в
образ жизни. Используемая
литература: 1. Религиоведение: Учебное пособие. Научный редактор А. В. Солдатов. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. 2. Детская энциклопедия «Религия мира». |
|