Музы в гостях у Клио |
|
Лилия Боброва Портреты князей Юсуповых |
|
Валентин
Серов, мастерски владея всеми жанрами живописи,
более всего преуспел как портретист и суме, как
никто другой, передать всё многообразие этого
жанра. В 1887 году, 22 – летним,
он нашёл новое решение в картине “ Девочка с
персиками “, создав удивительный портрет в
интерьере. Вскоре галерея родных и близких
сменилась изображениями художников, меценатов,
артистов. C 1890 – х годов
Серову заказывали портреты князья. А потом
придёт время парадных портретов. Среди них
особое место занимают портреты семейства
Юсуповых, демонстрирующие нетрадиционное
решение жанра парадного портрета. Впрочем,
и семья была удивительная. Кто нынче может
похвастаться, что проследил историю своего рода
на 70 поколений
назад? А младший сын княгини Юсуповой, Феликс,
нашёл в архивах упоминание о том, что основателем
их рода был некий Абубекир бен–Райока, живший в
шестом веке. Продолжатель этого рода, хан Юсуф,
был назван Иваном Грозным другом и братом.
Правнук Юсуфа, Абдул Мурза, обратился в
христианство, принял имя Дмитрия и получил от
царя Фёдора титул князя Юсупова. При Екатерине
Великой прославился князь Николай Борисович
Юсупов, один из образованнейших и
состоятельнейших людей России, владелец многих
усадеб, в том числе и знаменитейшего
Архангельского. Вот таких ярких предков имела
красавица Зинаида Юсупова, обладательница
огромнейшего состояния, вышедшая замуж не за
наследника какого–либо европейского двора, как
предполагал её отец, а за простого офицера
Феликса Сумарокова-Эльстона. Конечно,
Ф.Ф. Сумароков–Эльстон был не так уж “прост”.
Его отца Феликса Николаевича Эльстона, считали
сыном прусского короля Фридриха – Вильгельма IV и
графини Тизенгаузен, внучки Кутузова. Женившись на последней
представительнице рода Сумароковых, он получил
право именоваться графом Сумароковым –
Эльстоном. Их сын, Феликс Феликсович Сумароков –
Эльстон, взяв в жёны княгиню Зинаиду Юсупову,
также последнюю представительницу своего рода,
получил право для себя и своей жены именоваться
князьями Юсуповыми, графами
Сумароковыми–Эльстонами. Такие именитые заказчики
достались Серову, довольно иронично
относившемуся к титулам и богатству, не
терпящему поучений в искусстве даже от
императорских особ. Однако на этот раз он нашёл
взаимопонимание с семейством Юсуповых. Сын княгини Юсуповой, Феликс
восхищался своей матерью. Он описывал её, как
тонкую, грациозную, темноволосую, смуглую,
голубоглазую, мудрую, артистичную, обаятельную,
добрую, и в тоже время, скромную и простую
женщину. Портреты удаются тогда, когда
между портретируемым и художником возникают
невидимые нити взаимной симпатии. Вот и Серов был
в восторге от своей заказчицы, а у неё в своё
время вызывал симпатию он. Зинаида Юсупова, мать двоих
взрослых сыновей на портрете Серова изящна и
грациозна. Этот портрет не в официозном стиле,
образ героини скорее камерный. Художник выбрал
холодные тона для этого произведения. Серов не отказывается от всех
атрибутов парадного жанра : и туалет княгини –
вечерний с большим декольте, и значительные
размеры холста говорят о приверженности
традициям парадного портрета. Зинаида
Николаевна отказалась от большого количества
украшений – только серьги и брошь, это скорее
личная черта характера. Знатоки
искусства оценили работу Серова, а люди
запомнили Зинаиду Николаевну такой, какая она на
портрете Серова. Почти
все портреты князей Юсуповых Серов писал в их
подмосковном имении Архангельское. Кроме
портрета З.Н. Юсуповой Серов запечатлел самого
князя Юсупова и их сыновей Феликса и Николая. Две
из этих работ – князя на лошади и Феликса с
бульдогом – Серов считал своей удачей. Менее
удачным художник считал портрет старшего сына –
Николая Юсупова, который, несмотря на простоту
замысла, а может быть и поэтому, шёл трудно: “А
вот старший сын не дался. Оказывается, я совсем не
могу писать казённых портретов – скучно.
Впрочем, cам
виноват, надо было пообождать и присмотреться”. На портрете Николай
изображён в двубортной штатской куртке тёмно –
серого цвета с приглушённым сиреневым оттенком.
В этой работе проявляется именно серовская
цветовая гамма: голубовато – серый цвет одежды и
охристо – рыжеватый цвет
кресла карельской берёзы. Особенно хороши
обобщённая, построенная на больших цветовых
отношениях живопись, длинные,
энергичные мазки, цельность и компактность
произведения. Портрет
этот менее психологичен, чем изображения
остальных членов семьи. Через пять лет после
написания портрета 26 – летний
Николай погиб на дуэли, и его мать долго не могла
оправиться от этого потрясения. Cамым
притягательным явился портрет Феликса Юсупова –
младшего. Может показаться странным, что этот
юноша, эгоистичный и самовлюблённый, так глубоко
и серьёзно понял личность художника: “Это был
обаятельный человек. Из всех великих художников,
каких я встречал в России и за рубежом, он оставил
самое яркое и живое воспоминание. Его
восхищение Архангельским легло
в основу нашего взаимопонимания. Его передовые
идеи не прошли без влияния на развитие моего
ума.” В цикле
портретов князей Юсуповых Серов обращается к
свободной живописной манере. Только миловидное
лицо юноши написано деликатными мазками. На
портрете Феликсу 16 лет, он
не просто хорош собой, но и несёт отпечаток
чего-то мистического, как знаменитый герой
Оскара Уальда Дориан Грей. Возможно, это
впечатление усиливается тем, что утончённый
юноша через 13 лет
станет вдохновителем и участником убийства
Распутина. А
художника, предвидевшего на портрете будущую
демоническую личность, в это время уже не будет в
живых. Не узнает он и том, что 13 апреля 1919 года
семейство навсегда покинет Россию на английском
броненосце “
Мальборо”. Старшее
поколение Юсуповых поселилось в Италии. Ирина и
Феликс Юсуповы собирали в Париже, Лондоне и
Нью-Йорке средства для
поддержания русских эмигрантов, искали для них
рабочие места, а в 1924 году
открыли в Париже Дом моды “ Ирфе”, название
которого состоит из первых букв их имён. В нём
работали многие беженцы из России, и в 1920- е годы
он был известен в столице моды. Во многом судьба портретов семьи
Юсуповых оказалась счастливей их прототипов. Они
по праву заняли значительное место в истории
русского искусства, в то время как изображённым
на них людям так и не удалось послужить так и не
удалось послужить своей родине в той мере, на
какую они были способны. Литература: “Русский
музей”,
“Юсуповы в
Архангельском”, “Великолепные полотна” Иллюстрация: В.Серов "Портрет Зинаиды Юсуповой" |
|