Российско-белорусский исторический проект |
|
Андрей Янович Гимназия №1 города Волковыска Легенды белорусских городов |
|
ВОЛКОВЫСК Среди древних белорусских
городов Волковыску принадлежит одно из первых
мест по возрасту, тайне происхождения названия,
неповторимости истории, развитию белорусской
государственности, экономики, культуры,
архитектурному облику, высокому достоинству его
жителей, тому вниманию, которое уделяют ему
археологи, историки-иссследователи,
фольклористы, политики вот уже почти
тысячелетие. Археологами
уже давно доказано, что Волковыск существовал со
второй половины Х столетия. Это и не удивительно,
так как кремневые шахты, найденные под
Волковыском, свидетельствуют о заселении этих
земель человеком в эпоху неолита и
разрабатывались в 3-2 тысячелетиях
до нашей эры. Следовательно, человек заселил эти
места 5 тысяч
лет тому назад. Территория,
на которой стоит современный Волковыск, была
заселена славянским племенем дреговичей, рядом с
которым жило племя ятвягов. Входили эти
территории в состав Древнерусской державы, в Х1-Х11 веках.
Впервые Волковыск упоминается в письменных
источниках под 1252 годом,
хотя имеются свидетельства на упоминание города
в рукописях под 1005 годом.
Практически поселение
второй половины Х века размещённое на двух возвышенностях - Шведской
горе и Замчище представляло военную крепость, а в
Х11 веке
становится именно городом-центром ремесла и
торговли. Упомянутый в Ипатьевской летописи
город состоял из двух посадов. Уже с Х11 века
укреплённый центр города - «дединец» находился
на Шведской горе. Город имел два посада: верхний и
нижний. В полукилометре от Шведской горы, в
заболоченной местности размещалось городище,
Муровельник, городище-убежище, закинутое затем в
связи с поселением на
Шведской горе. Откуда
название? Есть несколько версий. В одном выпуске
журнала “Виленский вестник” за 1881 год
сказано, что Волковыск получил название от двух
имён Волока и Висека, руководителей разбойничьих
шаек, грабящих тут ещё в V111 столетии.
В 738 году
кто-то по имени Ватислав Завейко убил Волока и
Висека, и на месте их пристанища он построил 10 хижин ,
положив тем самым начало будущему городу. В
память об этих случаях поселение было названо «Волоко-Виск». Эту
версию взял на веру Булгаковский, выдавший в 1914 году «Исторический
очерк Волковыска». По
другим данным город получил своё название от
реки Волковыи, которая протекает через город и
впадает в реку Рось. Река же получила такое
название потому, что в те далёкие времена
протекала через непроходимые чащобы, где было
много волков. Подтверждает эту версию и тот факт,
что позже, когда город имел свою печать и флаг, то
на печати была выбита голова волка и надпись «Его
королевское величество город Волковыск», а на
флаге, на зелёном фоне был нарисован рыцарь
красного цвета. Третья версия появления названия
города связана с тем, что он лежал на древнем
торговом волоковом пути. Четвёртую версию
связывают с древним народом волохов, которые занимались
животноводством и жили на южном Прикарпатье.
Часть их в Х веке переселилась вместе с
дреговичами в район Понемонья. Есть и другие
версии. Археологические исследования
свидетельствуют, что к ХII столетию
у Волковыска был высокий уровень развития многих
ремёсел, особенно отделки железа и резьбы по
кости, ткачества и торговых связей, в первую
очередь внешних. Последнему свидетельствовало
удобное положение города: как уже упоминалось
выше, он лежал на древнем волоковом пути,
соединявшем бассейны Днепра и Западного Буга и
Немана. Река Волковыя давала выход в реку Рось,
Рось в Неман, Неман в Балтийское море. О
высоком уровне развития ремесла и культуры
города Волковыска и его славянском
происхождении свидетельствует и тот факт, что в
строительных работах в большом количестве
применялись «плинфы» (тонкие
кирпичи). На некоторых плинфах были рельефные
знаки, среди которых выявлены церковные знаки в
виде равносторонних крестиков и княжеские знаки,
принадлежавшие русским князям из дома
Рюриковичей. А найденные остатки домниц свидетельствуют о выплавке
железа из местной болотной руды. Обрабатывались
цветные и ценные металлы. Высокой была культура
изделий из глины. Днище некоторых сосудов имели
клеймо мастера, часть из которых была в форме
княжеских знаков. Широко было развито прядение и
ткачество, пошив одежды из ткани. Свидетельством развития
культуры местных жителей являются буквы и целые
надписи на многих предметах, а также
художественное выполнение местными косторезами
изделий из кости и рогов животных. Заслуживают быть упомянутыми и
свинцовые подвесные печатки, которыми
укреплялись документы державного назначения,
среди которых была найдена печатка с образом на
ней князя Димитрия. С
начала ХIII века
город Волковыск входил в состав Полоцкого
княжества. А со 2-ой
половины ХIII века в
состав Галицко-Волынской земли и принадлежал
потомкам Владимира Мономаха. В ХIII веке
город являлся объектом борьбы между
галицко-волынскими и литовскими князьями. МОГИЛЕВ На том месте, где теперь стоит
Могилев, был тёмный, непроходимый лес, который не
пропускал даже солнечные лучи, от него и Днепру
было тесно. Днепр в то время был широкий и
сердитый. В том лесу жил страшный разбойник,
которого звали Машекой. У него была такая большая
сила, что он одной рукой останавливал экипаж с
восьмёркой коней на всём скаку, схватившись за
колесо, одним махом вырывал с корнями высокие
сосны. Ходил он в медвежьей шкуре,
шерстью вверх. Не такой тогда был народ, как
теперь, много было силачей, но все дрожали перед
Машекой. Даже пять десятков ничего не могли
сделать против одного. Машека наводил ужас на все
ближайшие поселения. Несмотря на то, что люди
жили тогда большими сёлами, он не страшась,
приходил в каждое село и брал то, что ему было
нужно; всюду сами открывали ему ворота, чтобы
только оставил душу в теле. Не раз выходили
против Машеки целыми полками, но он жил в такой
непроходимой пуще, что никто не находил не только
его берлоги, но и дороги назад, и все или умирали с
голоду, или погибали от ударов разбойника. Но и на
Машеку пришла погибель. Чего не смогли сделать
сотни людей, то сделала одна женщина. Раз по дороге ехала одна
бричка, запряженная восьмёркой коней, в ней сидел
молодой мужчина с красавицей-женщиной. Тут
появился Машека из-за большущей ёлки, мигом
остановил бричку и враз убил кучера так, что тот
не успел даже оглянуться. Мужчина, который сидел
в бричке, видит, что тут плохи шутки, выхватил
саблю и со всего размаху стукнул Машеку по
голове, но сабля разломалась о стальную щетину, а
мужчина прирос к своему месту от одного удара
разбойника. Посмотрев на женщину, Машека стал,
как вкопанный: он узнал в ней свою знакомую. Это
она, не приняв его любовь, приговорила его к
дружбе с буйным ветром. Опомнившись после
удивления, Машека взял в лапы полумёртвую от
перепуга красавицу и понёс в свою берлогу. Тут
она отошла, поняла, что с ней, и придумала, как
погубить разбойника. Прикинулась она ласковой,
послушной, и разбойник совсем ей доверился. И вот
раз он беспечно уснул при ней крепким сном. Она
осторожно достала большущий нож, и кровь
полилась рекой из разрезанного горла разбойника.
Сделав так, красавица как-то вышла на дорогу,
пришла к своим и показала им проклятое место.
Люди с большой радостью закопали разбойника и
назвали это место «Могилой
льва». После Машеки тут жило ещё много разбойников. Местные власти это место назначили для ссылки правонарушителей. Ссыльные потихоньку высекли лес и прогнали разбойников. Позже на этом месте основали город, который от названия «Могила льва» получил имя—Могилев. |
|