История. Время. Мы.


Эдгар Историк

От таинственной Ночи мифов к ясному дню Истории


Мы должны сохранять память не об одних только

деяниях людей, но и об их словах.
Ф. Бэкон.

Мифы и предания античности, фактически сказки древности, нужны ли они нам - детям XXI века? Оказывается, этот вопрос задавался и на заре XX века. «Какое мне дело до этих греков и римлян? Они умерли и мертвы, а мы живы. Что они могут мне рассказать, чего бы я ни знал хуже их?.. Затем я снисходительно начал перелистывать книгу, рассеяно закидывая на неё скучающий взгляд, словно удочку в реку. Друзья мои, ну и улов! Я вытягивал таких карпов, таких щук! Неведомых рыб, золотых, серебряных, радужных… и они жили, плясали. А я-то считал их мёртвыми!», - так писал Р. Ролан.

Профессор Петербургского университета Фадей Францевич Зелинский, посвятивший свою жизнь изучению античности, ещё в 1903 г. писал: «По отношению к античности как элементу образования большинство общества склонно полагать, что это какой-то странный пережиток, неизвестно почему и каким образом сохранённый в современной школе и подлежащий скорейшему и окончательному упразднению; знаток же дела скажет, что античность по самому существу своему, в силу условий как исторического, так и психологического характера, является органическим элементом образования европейского общества, и что окончательно упразднена она будет не иначе как с упразднением всей современной европейской культуры».

«Что было, то прошло!» - гласит мудрость варвара. «Что было, то есть», - от прошлого не отделаться - не только от дел и событий, изменивших природный ландшафт или политические границы,  но и от слов, кем-то когда-то произнесённых. Поэтому понимание того, что было, это понимание того, что есть. История - не только греческое слово, но и античное понятие.

«Истина - око истории», - говорил Полибий. Семя исторической правдивости, может быть, и в античности не всегда давало всходы. Но без античного историзма европейская цивилизация блуждала бы в зарослях «готтентотской морали», т. е. представление  одного и того же события с выгодой только для себя - неправильный поступок соседа- это зло, мой такой же поступок - добро.

Школьная античность трудна, но эта трудность особого рода. Её заметный итог - эрудиция - скрывает от человека мало образованного, которому только и остаётся кичиться своей практичностью и богатым жизненным опытом, вещь гораздо более важную, хотя и не бросающуюся в глаза. Это постижение тех приёмов мыслей и слова, с помощью которых обыкновенный человек на протяжении столетий строил европейскую цивилизацию.

Античная цивилизация, имевшая начало середину, и конец не просто предлагает свой опыт всем любопытным детям других эпох. Античный мир выработал инструменты самопознания, пригодные для описания человеческих и социальных отношений любой степени сложности. Эти инструменты многообразны, но материал, из которого они созданы, - один и всем доступен: слово.

Как же возникла та совокупность преданий, которую мы называем «греческой мифологией»?

Первыми, закрепившими в слове, и притом стихотворном, имеющиеся в сознании народа предания о героях, были творцы героического эпоса, певцы-гомериды; результатом их работы было целое море эпической поэзии, более сотни книг. Из них нам сохранилось только два эпоса, Илиада и Одиссея - правда, лучших, но довольно ограниченных содержанием; всё остальное погибло.

Вторая школа творцов дидактического эпоса: эти люди задались целью приурочить предания гомеридов к отдельным героям, поставленным между собою в генеалогическую связь. Из этих эпосов, сухих, но содержательных, до нас сохранилась только «Феогония» Гесиода, посвящённая генеалогии богов.

Эту вторую школу эпиков-дидактиков сменили в VII-VI вв. лирические поэты, любившие обрабатывать в своих песнях родные мифы, видоизменяя их под влиянием новых религиозных воздействий. Из этой литературы нам сохранились оды Пиндара и Вакхилида.

Четвёртую обработку мифов дали в V в. драматические поэты. Нам сохранилось 33 трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида.

Одновременно с ними работали над мифами, в-пятых, историки-генеалоги, (например, Ферекид). Их целью было привести все мифы в историческую систему. Их работы до нас не дошли.

С III в. начинается, в-шестых, деятельность александрийских учёных, притом двойная: одни собирают малоизвестные предания для поэтической обработки, другие (киклографы) пересказывают мифы по циклам. Ни те, ни другие (кроме Аполлония) нами не сохранены.

В седьмую группу мы выделяем всех эпигонов. Сюда входят эпосы Стация, Квинт Смирнский с его троянским эпосом, трагедии Сенеки и др. Эта категория сохранена нам в значительной мере.

Таким образом, греческая мифология, в том виде как она сохранилась нам, не представляет собою однородного целого; в древности она развивалась на протяжении столетий, в то же, что дошло до нас, - материал, отдельные части которого принадлежат различным эпохам жизни человечества.

Между сказочной ночью мифов и дневным светом истории рок поместил утренние сумерки исторической легенды; они охватывают греческую историю примерно до персидских войн и римскую примерно до Пирра. Историческая легенда обладает одним незаменимым качеством: она художественно - прекрасна.

Итак, путь от таинственной ночи мифов через сумерки легенд к ясному дню истории соответствует органическому развитию души с её изменяющимися потребностями.

 

Использованная литература:

Ф. Ф. Зелинский « Сказочная древность Эллады». Издательство «Московский рабочий» 1193 г.

«В мире мудрых мыслей». Издательство «Знание» 1962 г.


Оглавление


Hosted by uCoz