История. Время. Мы.


Никита Деготинский

Законы мифологии


Первоначальная или примитивная, мифология - это тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. 

 

Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи – всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их ваялись скульпторами. 

Солнце представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимся против тёмного божества-ночи; вулкан выбрасывающий потоки лавы на далёкие расстояния, был великаном, дерзающим напасть на небо; буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснить землетрясение, древние народы говорили «Нептун ударил землю своим трезубцем». 

Для пояснения действий и поступков этих богов слагались бесчисленные мифы. Перевороты в природе, даже повседневные происшествия порождали их. Так, например, миф о похищении Гиласа нимфами ясно показывает, как нужно понимать поэтический язык древних мифов. Рассказанное в наши дни современным языком газетных репортёров, это происшествие представилось бы нам в таком виде: «Наше местечко взволновано следующим печальным происшествием: молодой Гилас, отправившись поутру купаться, утонул». Греки же сложили о нём трогательный миф, в котором  говорится: «Гилас был так прекрасен, что нимфы похитили его и унесли на дно реки».

В первоначальную эпоху появления мифов изображения богов не были, так сказать, портретами богов, а только их символами, причём голове старались придать характерные для каждого бога черты или поворот. Руки держали множество атрибутов: часто благодаря слишком большому количеству этих атрибутов изображения становились страшными или комическими. C ними обращались, как с людьми: мыли их, умащивали душистыми маслами и мазями, одевали и украшали драгоценностями. С течением времени искусства усовершенствовались, и греки уже всегда придают своим богам человеческие формы, «потому что,- как говорит Фидий,- мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». Статуи становятся тогда настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами; масса путешественников начинает посещать храмы, движимые уже не одной только набожностью, но и желанием полюбоваться этими прекрасными изображениями. Так, например, Венера Праксителя в Книде привлекала всех любителей искусства и поклонников чистой красоты.

Во главе этих божеств стоит Юпитер, или Зевс; его всемогущество простиралось над всем миром; все его свойства и качества олицетворяются другими сильными богами. Но какая бы ни была сила и власть этих богов, Юпитер всегда сохраняет первое место и при случае напоминает им о своём подавляющем превосходстве: «Боги и богини, хотите ли вы сами испытать это превосходство? Попробуйте спустить с высоты небес золотую цепь, за которую ухватитесь вы все, и всё же, несмотря на соединённые усилия ваши, вам не удастся заставить сойти на землю Юпитера, вашего верховного властелина. Но если я, в свою очередь, захочу, то могу легко поднять вас всех вместе с землёй и морем, и если я прикреплю к вершине Олимпа цепь, на которой вы все будете висеть, то вся Вселенная будет висеть передо мной в пространстве, - настолько превосхожу я вас по силе и могуществу» (Гомер).

 

Литература и ресурсы:

«Мифы народов мира.» Энциклопедия.

«Мифология в старом и новом»


Оглавление


Hosted by uCoz