История. Время. Мы. |
|
Никита Деготинский Законы мифологии |
|
Первоначальная или примитивная, мифология - это тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы.
Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи – всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их ваялись скульпторами. Солнце представлялось их воображению блестящим богом, вечно борющимся против тёмного божества-ночи; вулкан выбрасывающий потоки лавы на далёкие расстояния, был великаном, дерзающим напасть на небо; буря олицетворяла гнев Нептуна, а желая объяснить землетрясение, древние народы говорили «Нептун ударил землю своим трезубцем». Для
пояснения действий и поступков этих богов
слагались бесчисленные мифы. Перевороты в
природе, даже повседневные происшествия
порождали их. Так, например, миф о похищении
Гиласа нимфами ясно показывает, как нужно
понимать поэтический язык древних мифов.
Рассказанное в наши дни современным языком
газетных репортёров, это происшествие
представилось бы нам в таком виде: «Наше
местечко взволновано следующим печальным
происшествием: молодой Гилас, отправившись
поутру купаться, утонул». Греки же
сложили о нём трогательный миф, в котором говорится: «Гилас
был так прекрасен, что нимфы похитили его и
унесли на дно реки». В
первоначальную эпоху появления мифов
изображения богов не были, так сказать,
портретами богов, а только их символами, причём
голове старались придать характерные для
каждого бога черты или поворот. Руки держали
множество атрибутов: часто благодаря слишком
большому количеству этих атрибутов изображения
становились страшными или комическими. C ними
обращались, как с людьми: мыли их, умащивали
душистыми маслами и мазями, одевали и украшали
драгоценностями. С течением времени искусства
усовершенствовались, и греки уже всегда придают
своим богам человеческие формы, «потому
что,- как говорит Фидий,- мы не знали ничего
совершеннее человеческих форм». Статуи
становятся тогда настоящими произведениями
искусства, бессмертными шедеврами; масса
путешественников начинает посещать храмы,
движимые уже не одной только набожностью, но и
желанием полюбоваться этими прекрасными
изображениями. Так, например, Венера Праксителя в
Книде привлекала всех любителей искусства и
поклонников чистой красоты. Во
главе этих божеств стоит Юпитер, или Зевс; его
всемогущество простиралось над всем миром; все
его свойства и качества олицетворяются другими
сильными богами. Но какая бы ни была сила и власть
этих богов, Юпитер всегда сохраняет первое место
и при случае напоминает им о своём подавляющем
превосходстве: «Боги и
богини, хотите ли вы сами испытать это
превосходство? Попробуйте спустить с высоты
небес золотую цепь, за которую ухватитесь вы все,
и всё же, несмотря на соединённые усилия ваши, вам
не удастся заставить сойти на землю Юпитера,
вашего верховного властелина. Но если я, в свою
очередь, захочу, то могу легко поднять вас всех
вместе с землёй и морем, и если я прикреплю к
вершине Олимпа цепь, на которой вы все будете
висеть, то вся Вселенная будет висеть передо мной
в пространстве, - настолько превосхожу я вас по
силе и могуществу» (Гомер). Литература и ресурсы: «Мифы народов мира.» Энциклопедия. «Мифология в старом и новом» |
|