Pax Oriente (Мир Востока) |
|
Евгения Бутаева Японские легенды о сотворении мира |
|
Таинственный Восток. Иной
менталитет, иные люди, иные обычаи, иная культура.
Он влечет нас, как все неизведанное и пугает, как
все непонятное. Открывая рубрику «Мир Востока» - Pax Oriente, я хочу познакомить читателя с тем, что в этом мире интересно и дорого мне самой. Как отмечает Д. Сондерс, японцы не
развивают трагедийных событий, они согласны на
компромисс, и в этом можно усмотреть
принципиальные различия японского и греческого
мировоззрения. Побывав в преисподней, богиня
Идзанаги должен был совершить очистительный
обряд. Происходит это на острове Цукуси (Кюсю).
Когда он раздевается, из его одежды и
драгоценностей рождаются меньшие божества.
Войдя в реку, он избегает слишком сильного
верхнего течения и слишком слабого нижнего, а во
время купания из родинок на его теле рождается
еще четырнадцать божеств. Наконец, из его левого
глаза (в другом варианте мифа — из слезы,
выкатившейся из левого глаза), рождается богиня
солнца АМАТЭРАСУ (Небесное Сияние), из правого
глаза — бог Луны, из носа — СУСАНОО (Пылкий Муж).
Бог Луны вскоре из мифа исчезает. Идзанаги отдает сверкающей
Аматэрасу власть над равниной высокого неба и
дарит ей драгоценное ожерелье. Сусаноо получает
власть над равниной моря, но он беспрерывно
плачет, и от этого пересыхают моря. Причиной
отчаяния Сусаноо является желание навестить
свою мать Идзанами, пребывающую в стране мрака.
Идзанаги это не нравится, и он изгоняет сына из
страны. Сусаноо отправляется на небеса,
чтобы попрощаться с сестрой, которая там правит,
при этом Сусаноо произвел столько шума, что
владычица высокого неба на всякий случай
приготовила два колчана — один с тысячью стрел,
другой — с пятьюстами — и, взяв лук, сильно
уперлась ногами в землю. При встрече Сусаноо
сказал, что пришел попрощаться, и предложил дать
друг другу клятву верности и произвести
потомство. Аматэрасу приняла от него меч с
десятью рукоятями, разломила его на три части и
начала жевать. Сусаноо сделал то же самое с
драгоценностями, преподнесенными сестрой, — так
появляется множество божеств. Но вскоре Сусаноо нарушает свои
клятвы и вредит Аматэрасу: затаптывает
проложенные ею межи на рисовых полях, засыпает
прорытые ею оросительные каналы, оскверняет ее
жилище. Сначала она приписывает его действия
пьянству, но когда он сдирает шкуру с пегого
жеребенка и швыряет ее в помещение, где Аматэрасу
вместе с небесными ткачихами изготавливает
ритуальную одежду, богиня в гневе уходит в пещеру
и закрывается в ней, оставляя Вселенную во тьме. Встревоженные
божества собирают совет на дне небесной реки и
обсуждают, как уговорить богиню вернуться. Они
приносят «долгопоющих
птиц» — петухов,
чей крик возвещает наступление утра, вешают на
дерево возле пещеры драгоценности, белые одежды,
отправляют торжественный ритуал. В довершение всего богиня АМЭ-НО
УДЗУМЭ исполняет зажигательный танец, распустив
завязки своей одежды, и собравшиеся божества
начинают безудержно хохотать. Литература: «Религии мира». Энциклопедия «Аванта +» |
|