Исторический бестиарий |
|
Наталья Коржеманова, Андрей Бенсон Кошки |
|
Древние египтяне называли многих животных, в соответствии с характерными для последних звуками. В Египте кошки «мяукают». Слово «мяу» (в женском роде «мяит» - с окончанием «т»; чтение условное) обозначало не только привычных нам представителей кошачьей братии (Felis silvestris, в данном случае – libyca), но также сервалов (Leptailurus serval) и каракалов (Felis chaus). И те, и другие, и третьи назывались «мяу» и найдены археологами в мумифицированном виде. Каракалы,
дикие кошки, встречаются в Египте и сейчас
довольно часто. Полагают, что именно их древние
египтяне использовали как помощников при охоте
на птиц, обитающих в зарослях по берегам Нила:
они, по-видимому, должны были вспугивать дичь, а
люди в лодках уже держали наготове метательные
палки, которые, в отличие от австралийских
бумерангов, при промахе не возвращаются к
хозяину. Однако, на изображениях их гробниц, где
нередко очень красиво и ярко представлено
подобное развлечение богатого вельможи, кот
показан хватающим птиц (себе в награду или
отдавал охотнику? – Думается, и то, и другое). К
тому же коты - большие мастера незаметно
подкрасться к добыче, а вовсе не вспугивать ее.
Пожалуй, самая известная гробничная роспись на
эту тему датируется XV
в.
до н. э. И хранится сейчас в Британском музее в
Лондоне. Сидящий в папирусных зарослях рыжий
полосатый красавец зубами вцепился в крыло
взлетающей дикой утки, а передними и задними
лапами когтит еще двух упитанных птиц. Ученые
предполагают, что эти сцены охоты не только
свидетельствуют о реальных развлечениях
богачей, но имеют религиозный подтекст: победа
человека над силами хаоса, олицетворяемого дикой
природой. Боги-Коты
и Богини Кошки Вероятно,
еще жила в народе память о первоначальном
кошачьем облике Солнца – гепарде. Это роскошное
животное распростерлось на крышках каменных
саркофагов начала III
тыс.
до н. э.: над покойным – небо и вечное светило,
дарящее вечную жизнь. Но прежде всего коты
ассоциировались для древних египтян с женской
стихией. Прежде
чем кошку обожествили, ее одомашнили; часто можно
прочесть о том, что одомашнивание имело место
именно в Египте. Точнее, она сама одомашнилась:
сказка Р. Киплинга о кошке, которая гуляет сама по
себе, поразительно соответствует разработкам
ученых, сводящихся к тому, что
не человек приручил кошку, а она выбрала его.
Последние исследования указывают на Переднюю
Азию как место одомашнивания: раскопки Хаджи
Лара и Иерихона дали кости домашней кошки,
датируемые VIII-V
тыс.
до н. э., в то время как для до фараоновского
Египта (то есть до конца IV
тыс.
до н. э.) известны лишь отдельные экземпляры, не
сравнимые по численности с находками домашних
собак. От
периода Древнего царства (2800-2250
гг.
до н. э.) не дошло изображений кошек, хотя, похоже,
засвидетельствовано женское имя «Мяу».
Со
времени Среднего царства (2050-1750гг.
до н. э.) встречаются и изобразительные и
письменные свидетельства привязанности египтян
к этим животным. В Абидосе, например, была найдена
маленькая пирамидальная гробница XII
династии
со скелетами 17
котов!
В ней в небольшом углублении находились мисочки,
содержавшие, по мнению археолога Флиндерса
Петри, молоко. Что ж, покойные животные, как и
люди, нуждались в жертвоприношениях. Литература: Детская Энциклопедия «Древний Египет» |
|