Исторический бестиарий


Наталья Коржеманова, Андрей Бенсон

Кошки


Древние египтяне называли многих животных, в соответствии с характерными для последних звуками. В Египте кошки «мяукают». Слово «мяу» (в женском роде «мяит» - с окончанием «т»; чтение условное) обозначало не только привычных нам представителей кошачьей братии (Felis silvestris, в данном случае – libyca), но также сервалов (Leptailurus serval) и каракалов (Felis chaus). И те, и другие, и третьи назывались «мяу» и найдены археологами в мумифицированном виде.

Каракалы, дикие кошки, встречаются в Египте и сейчас довольно часто. Полагают, что именно их древние египтяне использовали как помощников при охоте на птиц, обитающих в зарослях по берегам Нила: они, по-видимому, должны были вспугивать дичь, а люди в лодках уже держали наготове метательные палки, которые, в отличие от австралийских бумерангов, при промахе не возвращаются к хозяину. Однако, на изображениях их гробниц, где нередко очень красиво и ярко представлено подобное развлечение богатого вельможи, кот показан хватающим птиц (себе в награду или отдавал охотнику? – Думается, и то, и другое). К тому же коты - большие мастера незаметно подкрасться к добыче, а вовсе не вспугивать ее. Пожалуй, самая известная гробничная роспись на эту тему датируется XV в. до н. э. И хранится сейчас в Британском музее в Лондоне. Сидящий в папирусных зарослях рыжий полосатый красавец зубами вцепился в крыло взлетающей дикой утки, а передними и задними лапами когтит еще двух упитанных птиц. Ученые предполагают, что эти сцены охоты не только свидетельствуют о реальных развлечениях богачей, но имеют религиозный подтекст: победа человека над силами хаоса, олицетворяемого дикой природой.

 

Боги-Коты и Богини Кошки

Вероятно, еще жила в народе память о первоначальном кошачьем облике Солнца – гепарде. Это роскошное животное распростерлось на крышках каменных саркофагов начала III тыс. до н. э.: над покойным – небо и вечное светило, дарящее вечную жизнь. Но прежде всего коты ассоциировались для древних египтян с женской стихией.

Прежде чем кошку обожествили, ее одомашнили; часто можно прочесть о том, что одомашнивание имело место именно в Египте. Точнее, она сама одомашнилась: сказка Р. Киплинга о кошке, которая гуляет сама по себе, поразительно соответствует разработкам ученых, сводящихся к тому, что не человек приручил кошку, а она выбрала его. Последние исследования указывают на Переднюю Азию как место одомашнивания: раскопки Хаджи Лара и Иерихона дали кости домашней кошки, датируемые VIII-V тыс. до н. э., в то время как для до фараоновского Египта (то есть до конца IV тыс. до н. э.) известны лишь отдельные экземпляры, не сравнимые по численности с находками домашних собак.

От периода Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.) не дошло изображений кошек, хотя, похоже, засвидетельствовано женское имя «Мяу». Со времени Среднего царства (2050-1750гг. до н. э.) встречаются и изобразительные и письменные свидетельства привязанности египтян к этим животным. В Абидосе, например, была найдена маленькая пирамидальная гробница XII династии со скелетами 17 котов! В ней в небольшом углублении находились мисочки, содержавшие, по мнению археолога Флиндерса Петри, молоко. Что ж, покойные животные, как и люди, нуждались в жертвоприношениях.

Литература:

Детская Энциклопедия «Древний Египет»


Оглавление


Hosted by uCoz