Стратегия и тактика


Анастасия Христенко

Слуги Потрясателя Вселенной


Творчество людей многолико. Наука – только один из его вариантов, и далеко не самый популярный. В науке цель – эмпирическое обобщение, в литературе – вымысел, в мифотворчестве – вымысел, выдаваемый за истину; это-то наиболее понятно и близко массовому восприятию. Однако мифы совсем не безвредны.  Они норовят подменить собой обобщения наблюдаемых фактов, т.е. занять место науки и заменить аргументацию декларациями, подлежащими принятию без критики. Проверить данные мифа невозможно. Когда миф торжествует, то наступает подлинный упадок науки, да и всей культуры. Главная заслуга науки в том, что она вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств.

О каком предубеждении идет речь? Начнем с того, что наши предки, жившие в Московском  царстве XVI-XVII вв., нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи – татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты – такие же люди, как и тверичи, рязанцы,  владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям.

В странах же Западной Европы предубеждение против неевропейских народов родилось давно. Считалось, что азиатская степь, которую некоторые начинали от Венгрии, другие – от России, - обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола. К числу дикарей, угрожавших единственно ценной, по их мнению, европейской культуре, они причисляли и русских, основываясь на том, что 240 лет Россия входила в состав сначала великого Монгольского улуса, а потом Золотой Орды.

Эта точка зрения заразила даже А.С.Пушкина. Он увидел историческое предначертание России в том, что «ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили нашествие на самом краю Европы, варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего востока». Великий поэт говорил, что Россия своим героическим сопротивлением монголам спасла Европу от монгольского захвата в XIII в.

А так ли это? Действительно ли  существовала угроза монгольского овладения Европой? В XIX в. всеми учеными и публицистами предполагалось, что из Азии пришли неисчислимые полчища, давившие все на своем пути численностью. Теперь-то мы знаем, что монголов было около 600 тысяч человек, а армия их составляла всего 130-140 тысяч всадников, воевавших на трех фронтах: в Китае и Корее, в Средней Азии и Иране и в половецких степях.

В это время на Руси было около 6 миллионов жителей. В Польше и Литве – 1,6 миллиона, финнов – 0,5 миллиона. В Поволжье было тогда не менее 700 тысяч жителей, а в степи между  Доном и Карпатами – 500 тысяч человек. В это же время население Франции приближалось к 20 миллионам. Столько же было в Италии и Германии.

Главное же в другом. Зачем и ради каких общих интересов русским людям необходимо было защищать немецких феодалов, ганзейских бюргеров, итальянских прелатов и французских рыцарей, которые со своей стороны наступали на Русь, либо истребляя, либо закабаляя «схизматиков греческого обряда», которых они не считали за подлинных христиан? Поистине, теория спасения Европы Русью была непонятным ослеплением, к несчастью не изжитым до сих пор.

Общая численность монгольского войска, пошедшего на запад, вряд ли превышала 30-40 тысяч человек. Великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать великим кавалерийским рейдом, а поход на Русь у нас есть все основания называть набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, оказали вооруженное сопротивление и отказались замириться с монголами. Исключением можно считать лишь Козельск, но с ним монголы расправились, мстя за убийство своих послов.

По своим последствиям западный поход также был типичным набегом кочевников, хотя и грандиозного масштаба. Не стоит осуждать русских людей XIII в. за столь слабое сопротивление монголам. Никакого смысла не было вести лишние военные действия, когда без них можно обойтись. Ведь в течение 20 лет после Батыя с северных русских княжеств никакой дани, податей, налогов монголы вообще не взимали. Правда, с южных княжеств (Чернигова, Киева) налоги брали, но население нашло выход. Русские стали активно переезжать на север: в Тверь, Коломну, Москву, Серпухов, Муром и другие города Залесской Руси.

В XIII в. постоянно растущую угрозу для Руси являла собой Западная Европа. Император Фридрих II решил направить немецких крестоносцев из Палестины в Прибалтику. В 1237 г. рыцари-монахи создали мощный Ливонский орден. Образовалось «военно-духовное» государство, целью которого стал захват Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения.

Начавшееся завоевание шло трудно. Прибалтику населяли тогда древние балтские народы: эсты, литва, жмудь, ятвяги и пруссы. Оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми. Рыцари нашли ценного союзника – шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь.

К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня.

Масштабы опасности, грозящей с Запада, вызвали необходимость в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского. В 1251 г. Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра, в соборном мнении потомков выбор Александра получил высшее одобрение, русская православная церковь признала князя святым.

Каковы же были реальные результаты союза с монголами, заключенного Александром Невским? Русские князья сохранили большую свободу действий. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада. Он договорился об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против немцев. Союз с монголами оказался благом для Руси с точки зрения установления порядка внутри страны. В 1261 г. в Сарае усилиями Александра и монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является представителем интересов Руси при дворе великого хана. Если на Руси начиналась княжеская усобица, хан присылал сарского епископа с татарским беком (обязательно христианином), и они решали спорные вопросы. Если кто-то не считался с принятым решением и пытался продолжить удельную войну, его принуждали к миру с помощью татарской конницы.

В 1268 г. большое количество воинов и рыцарей из Западной Европы намеревались перейти реку Нарову и захватить Новгород. Но тут в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500 всадников. Немцы, даже не зная точно размеров этого отряда, тотчас же «замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся имени татарского». Новгород и Псков уцелели. Как видим, там, где вступали в  дело татарские войска, крестоносный натиск быстро останавливался. Таким образом, за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай – столицу нового государства на Волге, - Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую не только Новгород с Псковом. Ведь точно так же благодаря татарам сохранил независимость Смоленск, находившийся под угрозой захвата литовцами. Смоляне в 1274 г. предложили своему князю добровольно подчиниться Орде, и, поскольку Смоленск стал находиться под защитой татар, литовцы не рискнули его штурмовать. Так союз с Ордой во второй половине  XIII в. принес Северо-восточной Руси вожделенный покой и твердый порядок.

Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Например, после победы в Орде мусульманской партии никто не требовал от русских обращения в ислам. Одно это показывает, что Русь была не провинцией монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно.

Заложенные князем Александром Невским традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

Традиционное  деление  человечества на Восток и Запад – лишь предрассудок, искусственно порожденный западноевропейской философией для противопоставления  романо-германского суперэтноса всему остальному миру. Российский суперэтнос – самостоятельная  целостность, возникшая в XIII-XIV вв., а не во времена  Киевской Руси. Возникшая при благодатном влиянии Золотой Орды, охранявшей зарождавшуюся Русь от имперских щупальцев папской Европы. Не Русь, как щит, заслоняла Европу от монголов, а Монгольский улус спасал молодую Русь от поглощения Европой

Литература:

Л.Н.Гумилев «Черная легенда»


Оглавление


Hosted by uCoz