Знаменитые битвы |
|
Сергей Судьбин "Бойтесь данайцев..." |
|
Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже 13 – 12 вв. до н.э., и начинали с нее новую –“троянскую эру”: восхождение населявших Балканскую Грецию племен к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков - ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия – Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединенные позднее в цикл преданий – киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма “Илиада”, приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в 8 веке до н.э. Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Троянский царевич совершил
тяжкое преступление – нарушил закон
гостеприимства, и тем навлек на родной город
страшное бедствие. Оскорбленный Менелай с
помощью своего брата, могущественного царя Микен
Агамемнона, собрал, собрал большое войско, чтобы
вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На
призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся
когда – то к Елене и
давшие клятву защищать ее честь. Знатнейшие
ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед,
Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид,
Филоктет, мудрый старец Нестор и многие другие
привели свои дружины. Принял участие в походе и
Ахилл, сын Пелея и предсказанию богов, Греки не
могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как
самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла
принять участие в походе, хотя тому и было
предсказано, что он погибнет под стенами Трои.
Предводителем всего войска был избран Агамемнон,
как правитель самого могущественного из
ахейских государств. Греческий флот, насчитывавший
тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в
Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное
плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принес в
жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению.
Посланцами в Трою отправились испытанный
дипломат Одиссей и оскорбленный Менелай. Троянцы им отказали, и
началась долгая и трагичная для обеих сторон
война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина
помогали ахейцам, Афродита и Аполлон – троянцам.
Греки не смогли сразу взять Трою, окруженную
мощными крепостными сооружениями. Они построили
на берегу моря возле своих кораблей укрепленный
лагерь, стали разорять окрестности города и
нападать на союзников троянцев. На десятом году
осады произошло драматическое событие,
повлекшее за собой серьезные неудачи ахейцев в
сражениях с защитниками Трои. Троянцы прорвались в лагерь
ахейцев, и чуть было, сожгли их корабли. На помощь
троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их
предводительницу Пенфесилию, но вскоре погибает
сам, как и было предсказано, от стрелы Париса,
направленной богом Аполлоном.
Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына
неуязвимым, окунула его в воды подземной реки,
Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая
осталась единственным уязвимым на его теле
местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу
Париса. Этому эпизоды поэмы человечество и
обязано выражением “ахиллесова пята”. Решительный перелом в войне
происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя
Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла
Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем
– союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись
без предводителя, троянцы выходить на битву в
открытое поле. Но мощные стены Трои надежно
охраняют ее жителей. Тогда по предложению
Одиссея ахейцы решили взять город с хитростью.
Был построен огромный деревянный конь, внутри
которого спрятался отборный отряд воинов.
Остальное же войско, чтобы убедить троянцев,
будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой
лагерь и отплывают на кораблях от побережья
Троады. На самом же деле ахейские корабли
укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос. Удивленные оставленным
деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг
него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в
город. Жрец Лаокоон, предупреждая
о коварстве врага, воскликнул: ”Бойтесь данайцев
(греков), дары приносящих!” (Эта фраза со временем
тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила
соотечественников, и они ввезли деревянного коня
в город как дар богине Афине. Ночью, спрятавшиеся
в чреве коня воины выходят наружу
и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы
врываются в город, и начинается избиение
застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в
руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную
Елену, оказывается не в силах убить ее. Все
мужское население Трои погибает, за исключением
Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от
богов повеление бежать из захваченного города и
возродить его славу в другом месте. Женщин Трои
ждала не менее горестная участь: все они стали
пленницами и рабынями победителей. Город погиб в
огне пожара. Так была ли на самом деле
Троянская война? Древние Греки не сомневались в
исторической реальности Троянской войны. В поэме
“Илиада” очень мало сказочной фантастики. Если
из нее вычленить сцены с участием богов, будет
выглядеть вполне достоверным. Европейская историческая
наука Нового времени не иначе отнеслась к
греческим мифам. Она видела в них лишь легенды и
сказки, не заключающие в себе реальной
информации. Историки 18 – 19 вв.
были убеждены, что никакого похода Греков на Трою
не было. Единственным из европейцев, поверившим
эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был
ученым-профессионалом, и для него Ахилл,
Агамемнон, Одиссей и прекрасная Елена были
живыми людьми, а драму разыгравшуюся под стенами
Трои, он переживал, как события собственной
жизни. Шлиман долгие годы мечтал найти
легендарный город. Став
очень богатым человеком, в 1871 году он
приступает к раскопкам холма Гиссарлык в севера
– западной части Малой Азии, определив его как
местоположение древней Трои. При этом Шлиман
ориентировался на описания города Приама, данные
в поэме. Его ждала удача: холм скрывал развалины,
причем не одного, а девяти городских поселений,
сменявших друг друга на протяжении по меньшей
вере двадцати веков – двух-трех тысячелетий. Затем, следуя указаниям поэмы,
Генрих Шлиман провел археологические раскопки в
“златообильных” Микенах. В одной из обнаруженных там
царских могил покоились – для Шлимана в этом не было ни какого сомнения –
останки Агамемнона и его спутников, усыпанные
золотыми украшениями. Лицо Агамемнона покрывала
золотая маска. Среди многочисленных и богатых
погребальных приношений было обнаружено
великолепное оружие, достойное могучих героев.
Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую
общественность. Не оставалось сомнений в том, что
поэма Гомера содержит
сведения о действительно происходивших событиях
и их реальных героях. Мифы не глут, в них есть правда о
далеком прошлом. Успех
Шлимана воодушевил многих археологов. Но
странное дело: количество открытий
увеличивалось, а ситуация с Троянской войной и самой Троей становилась
все непонятнее. Уже Шлиман во время раскопок стал
испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский
холм и в Микены пришли археологи –
профессионалы, они установили, что город,
принятый Шлиманом за Трою, существовал еще за
тысячу лет до Троянской войны. Могилы же в
Микенах хранили останки людей, живших на
несколько столетий раньше героев поэмы. После
первых восторгов и возбуждения, пришла, очередь
нового, еще большего потрясения. Оказалось, что
Шлиман открыл новый мир, неизвестную ранее
цивилизацию, о которой ничего не знали даже
древние греки. Этот мир был совершенно не похож
на то, о чем рассказывали мифы и героический эпос.
Отказавшись, от безусловного доверия к
мифологической основе, некоторые историки, тем
не менее продолжают считать, что из нее все-таки
можно извлечь зерна истины. Ведь автору поэму
действительно было известно местоположение
важнейших политических центров Ахейской Греции 2 тысячелетия
до нашей эры. Многие из описанных в поэме бытовых
и военных реалий в деталях
совпадают с археологическими находками. Но скептики утверждают, что эти
примеры ничего не доказывают. Реалии микенской
культуры , являвшейся частью культуры Ахейской
Греции, присутствуют в поэме как отголоски
далекой и совершенно не знакомой поэту эпохе.
Создание эпических поэм отдельно от реальных
событий четырьмя-пятью столетиями. Правда, вообще отрицать
существование города Трои где-то в северо –
западном районе Малой Азии невозможно. Документа
из архива хеттских царей свидетельствуют, что
хетты знали и город Трою, и город Илион (в
хеттском варианте “Труиса” и ”Вилуса”), но,
судя по всему, как два разных, расположенных по
соседству города, а не один под двойным
названием, как в поэме. Хетты
знали, также страну Аххиява, могущественное
государство, с которым они соперничали за
господство над этими городами. Ученые считают,
что Аххиява – это страна ахейцев, однако пока не
ясно, где она находилась. Может быть, это западная
часть малой Азии, или вся Балканская Греция.
Между Хеттской державой и Аххиявской был
конфликт из-за города Илион, но его уладили
мирным путем. Ни о каком крупномасштабном
военном столкновении между ахейцами и Троей
хеттские документы не рассказывают. Какой
же вывод можно сделать, сопоставляя данные из
архива хеттских царей и поэтическое
повествование о походе против Трои? Какая-то связь между ними
прослеживается, но очень не ясная, поскольку
точных совпадений нет. Видимо, в устном народном
творчестве, лежащем в основе поэмы,
спрессовались воедино события разных времен:
неудавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить
себе районы Троады и гибель городов Илион и Троя
в результате нашествия так называемых “народов
моря”, которое потрясло весь древний мир Средиземноморья в конце
12
века
до нашей эры. Литература: «История» Энциклопедия «Аванта». |
|