Легенды и суеверия |
|
Андрей Тарасов Чего боялись "морские волки"? |
|
Чуть-чуть кренясь, скользит как привиденье, Красавец клипер, залитый луной. И взрезанных пучин сварливое шипенье, Смиряясь, сливается с ночною
тишиной Суеверия
всегда сопровождали людей. Они сопровождают нас
со времен язычества, когда каждый шаг
сопровождался каким-либо заклинанием или суеверным обрядом. Вот и
моряка в течение всей его жизни сопровождают
самые различные поверья, легенды, а также
множество неписаных правил. Причиной
возникновения некоторых из них стали длительные
наблюдения мореплавателей за самыми разными
явлениями природы. Особенно живучи те поверья,
которые в результате совпадения момента
действия скрытых сил природы с каким-либо
несчастьем, случившимся на корабле
или с самим кораблем. Рассказы бывалых «морских
волков» были
подобны снежному кому, катящемуся с горы, который
обрастал все новыми и новыми фактами и
подробностями. Из многочисленных
легенд, родившихся в далеком прошлом, есть и
легенда о «Летучем
голландце». Иной
раз и сегодня мы узнаем о таинственном
бесследном исчезновении судов вместе с их
экипажами, либо о пропаже всей команды и
странствии по волнам безлюдного судна. Героем этого
интересного средневекового сказания является
шкипер голландского парусника Ван Страатен (по
некоторым другим источникам – Ван дер Декен).
Продолжительные сильные ветры не давали ему
возможности обогнуть мыс Горн. В тяжелых зимних
условиях корабль штормовал уже долгое время. И
обозленный шкипер позволил себе неуважительно
отнестись к имени самого Господа Бога. Он заявил,
что обогнет мыс Горн, даже если ему придется
плыть до второго пришествия. В ответ на такое
богохульство невесть откуда раздался страшный
глас: «Да будет
так – плыви!». И вот
до сей поры старается Ван Страатен обогнуть мыс
Горн, да все тщетно. Легенда утверждает, что иной
раз суда встречают его в море и что это всегда не
к добру. Не менее
загадочна история с английским бригом «Мария
Целеста». В
полдень 4 декабря 1872 года с
английского брига «Дея
Грация», находившегося
в 600
милях
западнее Гибралтара, по левому борту заметили
парусное судно, двигавшееся странным образом –
оно то приводилось к ветру, затем снова
уваливалось, то и дел зарываясь носом в волны. На
мачте паруса отсутствовали. Когда корабли
сблизились, обнаружилось, что на палубе брига «Мария
Целеста» никого
не было, его штурвал свободно вращался то в одну,
то в другую сторону. Высаженные с «Деи
Грации» на бриг
первый штурман и два матроса не нашли на бриге ни
одного человека. Исследование судового журнала,
в котором последняя запись о месте корабля была
сделана 24 ноября,
показало, что «Мария
Целеста» прошла в
восточном направлении
без людей почти четыреста миль! Частью экипажа «Деи
Грации» «Марию
Целесту» привели
в Гибралтар. Особая комиссия, в которую входили
опытные сыщики Скотленд-Ярда, работала три
месяца, но ясного ответа о происшедшем так и не
нашла. Команда «Марии
Целесты» никогда
не заявила о себе ни в одном из портов мира. Эта
тайна океана остается не разгаданной до сего
времени. Случаи, подобные
этому, не единичны. Стоит изменить в их описании
название корабля – и перед вами возникнет
трагедия «Марии
Целесты», сходная
даже в деталях. Однако морякам приходилось
видеть в океанах не только покинутые шхуны,
бриги, бригантины и барки, появлявшиеся, как
призраки из мглы. История мореплавания знает
немало случаев, когда на таком корабле-призраке
находили членов экипажа, словно застывших в
результате мгновенной смерти. В феврале 1948 года
сигналы бедствия были приняты с голландского
парохода «Уранг
Медан». Английские
и голландские радиостанции определили, что он
проходит через Малаккский пролив. Из Сингапура и
портов Суматры к терпящему бедствие кораблю
помчались спасательные суда. Они нашли его в
пятидесяти милях от предполагаемого места. Когда
спасатели поднялись на «Уранг
Медан», то
увидели жуткое зрелище – на нем в живых не
осталось никого. Капитан на мостике, остальные
офицеры – в рулевой и
штурманской рубках, в кают-компании, в разных
местах лежали трупы матросов. У всех на лицах
застыло выражение ужаса. Даже судовой пес был
мертв. Но ни у кого на теле не было ни ран, ни
каких-либо повреждений. Все это
напоминает сюжет детективного фантастического
рассказа или событие, от которого легче всего
вообще отмахнуться, так как ему, кажется, нет и не
может быть объяснения. Однако, объяснение есть.
Еще в 30-х годах
академик В.Шулейкин высказал мнение, что
причиной подобных трагедий может служить «глобальный
геофизический фактор», тесно
связанный с метеорологическими условиями. В
частности, открыты инфразвуковые колебания («голос
моря»), возникающие
в штормовом районе. С ростом скорости ветра и
высоты волн интенсивность «голоса
моря» резко
возрастает. Распространяясь со скоростью 1200 км/ч,
инфразвуковая волна намного опережает движение
породившего ее урагана. При изучении
физиологического действия инфразвука большой
интенсивности на живой организм обнаружены
поразительные явления. Животные испытывают
чувство беспокойства, беспробудного страха. Любопытный случай
произошел в лаборатории Морского
научно-исследовательского центра в Марселе. При
испытании инфразвукового генератора
исследователи вдруг почувствовали себя плохо.
Внутри у них все вибрировало – желудок, сердце,
легкие. В соседних лабораториях люди закричали
от боли. На основании анализа этого и других
подобных случаев французские исследователи
пришли к выводу, что инфразвук вреден: слабый по
интенсивности, он действует на внутреннее ухо и
воспроизводит всю картину морской болезни.
Сильный – заставляет органы вибрировать,
вызывая их повреждение и даже остановку сердца.
При колебаниях средней мощности наблюдаются
внутренние расстройства органов пищеварения и
мозга с самыми различными последствиями
(обмороками, общей слабостью и т.д.). Более того,
инфразвук средней интенсивности может вызывать
слепоту. Как показали опыты французского
профессора Гавро, инфразвук с частотой 7 Гц
смертелен для организма. А во время шторма в море
генерируется инфразвук с частотой в среднем
около 6 Гц.
Если интенсивность инфразвука меньше
смертельной, на людей обрушивается волна
беспричинного страха и ужаса. Проходят
десятилетия, совершенствуется технология
постройки и надежность судов и их средств связи.
Но все новые «летучие
голландцы» появляются
на голубых дорогах Мирового океана. Бесстрастная
статистика свидетельствует: каждый год в океане
исчезают несколько крупнотоннажных судов, даже
не успев подать сигнал бедствия. Может быть
причиной их гибели является все тот же «голос
моря». Бесследное
исчезновение судов является причиной того, что
легенда о «Летучем
голландце» и
сейчас не забыта среди моряков. Многие
морские поверья идут с самых истоков
мореплавания, когда необычные и непонятные
явления встречались на каждом шагу, а для выхода
в море от человека требовалось немало воли и
мужества. Многие морские таинственные явления
природы – водяные смерчи, фосфоресцирующие
волны, «голос
моря», ураганные
ветры, штормы и т.п.- не могли не способствовать
зарождению большого числа легенд, поверий и
обычаев, предписывающих, что, когда и как нужно
делать моряку, чтобы избежать ужасных
последствий этих явлений. Некоторые из этих
поверий действительно полезны и помогают выжить
в огромном море, но большинство просто забавны и
безобидны. В Англии,
например, до сих пор существует мнение, что выход
в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го
числа, совершенно немыслим и должен быть под
любым предлогом перенесен. Ибо пятница, как
гласит предание, день распятия Христа. А между
прочим, как раз 13-е число
чаще других дней в году приходится именно на
пятницу. В конце 18 века
это суеверие настолько сильно распространилось,
что английское правительство решило доказать
абсурдность приметы. Построили корабль под
названием «Пятница», который
заложили в пятницу, спустили на воду тоже в
пятницу, выход судна в первый рейс состоялся тоже
в пятницу. Но такова ирония судьбы: судно вместе с
командой пропало без вести. Но не все
мореплаватели относили пятницу к несчастливым
дням. Например, португальцы и испанцы считали ее
благоприятным днем для отплытия, ибо Колумб
начал свое первое плавание, во время которого
была открыта Америка, именно в пятницу. С числом
тринадцать также связано немало любопытных
историй. В 1907 году на
подводных камнях погибла шхуна «Томас
Лаусон». Она была
построена в Америке в 1902 году и
считалась самой крупной в мире. Шхуна была
названа именем человека, который написал книгу «Пятница
– тринадцатое». Шхуна
погибла в пятницу 13 декабря.
Вот и не верь после этого в приметы! В
России роль несчастливого дня исстари
отводилась понедельнику, да и 13-е
число, тоже было не в почете. Эти дни во флоте
всегда считались несчастливыми. Нелюбовь к
понедельнику и злополучной «чертовой
дюжине» сохранились
в сердцах моряков и до наших дней. Были и другие
приметы. Например, чихание: при отплытии на левом
борту – признак предстоящего кораблекрушения,
на правом – удача в плавании. Если моряк, стоя на
левом борту, что не в силах сдержать чихание, он
бегом бросался на правый борт. Среди русских
моряков бытовали и такие курьезные поверья: не
рекомендовалось прикуривать третьим от одной и
той же спички, ибо тогда один из прикуривающих
обязательно скоро умрет. Мореходы
стремились не только предугадать, какой будет
ветер, но и пытались управлять им. Так родилось
множество обрядов и магических средств,
призванных уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер.
Например, в штиль «испытанным» способом
вызвать ветер было его «высвистывание». У
русских моряков и сейчас в ходу пословица: «Не
посвистишь, так и ветра не будет». «Высвистывали» ветер
специальным «заговоренным» свистком,
количеством посвистов определялась сила ветра и
его продолжительность. Простое бездумное
посвистывание на судне строго каралось, так как
по мнению моряков, могло привести к
непредсказуемым бедам. Так, например, свистеть во
время шторма значило усилить ветер. Другим «верным» средством,
вызывающим ветер было бултыхание швабры за
бортом судна, царапание мачты ножом, обливание
парусов водой или выбрасывание за борт
какого-нибудь предмета в дар морским богам. На море про богов
никогда не забывали. Древние греки приносили
жертвы Юпитеру, Кастору и Поллуксу и другим
морским божествам, в особенности же Нептуну. В
более поздние времена против неделикатности
этих морских буянов, матросы придумали
произносить различные заклинания на хлебе, соли,
вине и бросали их в море, куда выливали и вино, в
надежде, что морские хозяева примут дары с
надлежащей благодарностью и не будут тревожить
заклинателей. Греки даже в 17 веке,
на каждом корабле возили по тридцать специально
испеченных небольших хлебов,
посвященных святому Николаю Чудотворцу, и
бросали в воду, сопровождая церемонию разными
молитвами и причитаниями. Финские и русские
матросы, проходя мимо острова Гохланда в Финском
заливе, бросали за корму медный пятак, с
убеждением, что если не совершить этого обряда,
то остров не пропустит мимо себя судно. Русские
матросы особенно почитали святого Николу
Морского (Мокрого). Он не только защищал бедных и
неимущих, но и мог оказать помощь судам терпящим
бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса и
т.д. Николу Морского называли «скорым
помощником». Все
святые, кроме Николы, могут оказывать помощь
молящимся только с позволения Всевышнего.
Покровителю же моряков «вперед
божья милость дарована». В истории
освоения водной стихии особо живуче поверье,
будто женщина в море приносит несчастье.
Объясняется это довольно просто. Издавна моряки
давали своим кораблям женские имена и верили, что
бог морей будет теперь относиться к их судну
благосклонно или хотя бы снисходительно.
Известно, что в английском языке слова «корабль» и «судно» женского
рода, а в третьем лице, даже названные мужским
именем – обозначаются местоимением «она». Моряки
прошлого, одушевляя свои корабли, верили, что у
каждого из них есть сердце и душа, и поэтому,
почувствовав женщину на борту, «корабль-она», обязательно
станет ревновать к сопернице и не будет послушен
их воле. Это поверье еще на заре мореплавания
приобрело роль закона: «Дев на
борт не бери!» Проходили века, но
в обществе моряков отношение к женщинам не
менялось. Порой даже издавались законы,
оскорбляющие женское достоинство: «Для
женщин и свиней доступ на корабли Его Величества
запрещен: если же они будут обнаружены на
корабле, незамедлительно следует выбросить оных
за борт»,- гласил
свирепый закон, принятый королем Дании в 1562 году.
Проявлением подобной «дискриминации» было и
то, что арабские мореходы, предвидя возможные
сложности и неприятности, связанные с перевозкой
на борту женщин, заранее взимали с них плату по
двойному тарифу. Полинезийские моряки разрешали
перевозить женщин только в старых лодках. А
бывало и так: взяв на борт милых дам, морские
волки вдруг приходили к выводу, что единственный
способ усмирить качку и предотвратить крушение
– это «подарить» волнам
какую-нибудь пассажирку. Литература и ресурсы: Архенгольц «История морских
разбойников Средиземного моря и Океана» Белоусов «Тайны морских катастроф» http://www.crimea.com/~blackdoc/biblio/mith/more |
|