Легенды и суеверия |
|
Никита Дрок Легендарный вампир |
|
У них очень много имен - вампиры, вурдалаки, упыри, ламии... Но под
ними скрывается одно и тоже существо, немертвая
тварь, рыщущая в ночи в поисках утоления жажды
крови. Вампир клинически мертв -
его сердце не бьется, он не дышит, его кожа
холодна, он не стареет - но он думает, и ходит, и
планирует, и говорит, и охотится, и убивает.
Потому что для поддержки своего искусственного
бессмертия вампир должен периодически питаться
кровью - предпочтительно человеческой кровью.
Некоторые раскаявшиеся вампиры перебиваются
кровью животных, а древние вампиры должны
выслеживать и убивать других вампиров, чтобы
прокормить себя, но большинство действительно
поддерживают себя кровью своих бывших сородичей. Вампиры создаются в процессе,
называемом Высвобождением. Оно похоже на обычную
"трапезу" вампира - вампир лишает свою
выбранную жертву крови. Однако, наряду с полной
экссангвинацией (лишением крови), вампир
возвращает каплю своей бессмертной крови
истощенному смертному. Лишь маленький глоток -
капля или две - достаточен, чтобы превратить
смертного в вампира. Этот процесс может быть
осуществлен даже на мертвом человеке, если
только тело еще теплое. Когда кровь возвращена, смертный
"пробуждается" и начинает пить кровь сам. Но,
хотя и одушевленный, смертный все еще мертв - он
не дышит, сердце не бьется. В следующую неделю или
две, тело смертного претерпевает незначительные
изменения; он учится использовать Кровь в своем
теле, его обучают специальным способностям его
клана. Теперь он - Вампир. Некоторые кланы Высвобождают при
более жестких условиях, чем другие, но
Высвобождение почти никогда не дается легко. В
конце концов, новый вампир—возможный соперник в
борьбе за пищу и власть. Потенциальный
"отпрыск" часто
наблюдается неделями или даже годами
внимательным повелителем, скрупулезно
проверяющим, действительно ли смертный станет
хорошим дополнением клану и роду. Датой
зарождения массового вампирического культа
можно считать роман Брэма Стокера «Дракула», появившемся
на свет в 1897 году. Граф Дракула – реальная
историческая личность. Возможно, вампирические
качества были приписаны ему из-за его жестокости. Влад III, более
известный как Дракула (1431-1476), родился
в Семишоаре и происходил из рода Басараба
Великого, правителя Валахии (1310-1352), в
тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего
государства от Венгрии. Дед
его, воевода Мирча Старый (1386-1418) благодаря
своей государственной мудрости и военным удачам
заслужил славу румынского Карла Великого, хотя в
итоге признал себя вассалом Османской Турции.
Сохранить независимость, воюя на два фронта, не
представлялось возможным, однако уступка
Венгрии повлекла бы католизацию страны, а Порта в
религиозной политике отличалась большей
терпимостью. Мирча Старый выбрал меньшее зло. Отец
Влада III - Влад II - захватил
престол в 1436 году,
свергнув двоюродного брата при поддержке
венгерского короля Сигизмунда Люксембурга.
Однако в 1444, уступая
турецкому давлению, Влад II был
вынужден возобновить вассальные обязательства
валашских господарей и отправить заложниками ко
двору султана двух сыновей - 13-летнего
Влада и его младшего брата Раду. Венгрия, конечно,
тоже усилила давление, Владу II постоянно
приходилось маневрировать, изыскивая
компромиссы, но в 1447 году он
был убит по приказу регента венгерского
королевства легендарного Яноша Хуньяди, а
валашский престол занял новый венгерский
ставленник. Такие действия могли привести к
смерти будущего Колосажателя (отношение турок к
заложникам известно), но султан рассудил, что
молодой претендент на трон ему еще пригодится. В то
время в Турции, сажание на кол было основным
видом казни, Влад видел муки осуждённых почти
каждый день. Однако, для Европы, сажание на кол
было отнюдь не “бесчеловечной казнью”, а,
скорее, незнакомой “экзотикой”, поскольку, вряд
ли, широко распространённые в средневековой
Европе, колесование и сожжение живого человека
на костре были менее жестокими, чем казни Влада.
Следует отметить и то, что при Владе, сажали на
кол в 90% случаев
пленных турецких янычар – Влад платил туркам их
же монетой. В 1448 году
семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку
захватить престол. Воспользовавшись тем, что
войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с
турецкой помощью воцарился под именем Влада III. Но -
ненадолго: венгерский протеже, собравшись с
силами, вернул престол. Однако вскорости он
проявил излишнюю самостоятельность, и в 1456 году
Влад III уже при
поддержке Яноша Хуньяди, вновь вступил во
владение отцовским наследством, укрепившись в
Тырговиште. На этот раз Влад III правил,
сохраняя верность роду Хуньяди, и даже помог
утвердиться на венгерском троне сыну Яноша -
Матьяшу. Когда на
голову молодого Влада возложили корону, он
выхватил меч, воскликнув: “Смерть туркам!” Пятитысячная
армия Влада разбила наголову пятитысячный
турецкий гарнизон. Но турки не сдавались. Всего
через месяц на Валахию пошли уже 15000 янычар.
Православный Господарь получил подмогу – три
тысячи русских воинов, во главе с братом Иоанна
Великого. Эта кровавая битва описывается в
русских летописях: “Когда луки росичей ударили
по туркам, Влад бросился в самую гущу на вороном
коне, кровь врага на его мече не успевала застыть,
а, когда Господарь оставлял копьё в теле турка,
брал копьё павшего воина, направлял против турок
и нанизывал оных, как цыплят на вертел”.
Одиннадцать тысяч турок полегли на поле брани.
Армия Влада и Московии почти не понесли потерь. 4 000 турок,
среди которых был паша, попали в плен.
Церемониться с ними Влад не стал – православие
запрещало рабство, а отпустить турок, – значит
увеличить войско, которое нападёт снова (а в этом
Влад, совершенно справедливо, не сомневался) на 4 000 янычар.
Пленные были посажены на кол. Но и здесь Цепеш
соблюдал субординацию – для турецкого паши
изготовили кол с золотым наконечником. Русские
летописцы описывают репрессии Влада против бояр,
пошедших на сговор с турками – то есть
изменников, без всякого намёка на осуждение. Собственно,
именно в течение этого шестилетнего господства
Влад и "прославился" благодаря неистовой
отваге и столь же неистовой кровожадности,
которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса
казалась патологической (в немецких источниках
его называют "wutrich"
- "неистовый",
"изверг", "лютый"). Он был немыслимо
жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным:
рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к
людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал
на кол и т.д., и т.п. Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно
древнерусскому "Сказанию о Дракуле
воеводе", оставался верен своим пристрастиям:
ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал,
сажал на кол и обезглавливал. Благодаря
освобождению народа от дани османам и произвола
бояр, а так же – продуманной налоговой политике
Влада, крестьяне и ремесленники Валахии стали
одними из самых зажиточных в Европе. Отовсюду в
Валахию начал стекаться разный сброд –
грабители, отравители, проститутки. Впрочем,
некоторые жители самой Валахии привыкли
промышлять разбоем, пользуясь периодом
безвластия с молчаливого согласия турецких
оккупантов. За один день было повешено 3 000 грабителей,
а ещё 12 тысяч
Влад помиловал, приказав отрубить правую кисть и
отпустить. Но и это не дало желаемого результата.
Тогда Влад устроил знаменитый “Ужин Прощения”,
пригласив в церковь более 2 000 воров,
разбойников, убийц, проституток. Ужин был
воистину царским – дорогие яства, а – главное –
вино лилось рекой. —Чего вы
еще хотите от меня? - спросил Дракула. - Хотите,
избавлю вас от всех нужд и печалей на этом
свете?". Они ждали от него великих милостей и
потому сказали: "Хотим, государь!". Влад
приказал забаррикадировать церковь и поджёг её.
Наутро воины и монахи вынесли обугленные трупы и
стали очищать от копоти фрески церкви. Большинство обывателей считают
этот эпизод одним из самых ужасающих злодеяний
Влада. А вот если бы он повесил сей “контингент”
на рыночной площади, и современники и потомки
сочли бы это нормой для средневековья – в Англии
и Франции проводились массовые казни на два
порядка большего числа людей. Конечно, для
современного человека, массовое убийство в
церкви – ужасающее кощунство. Но Влад был очень
религиозен (трижды в Турции, под угрозой смерти,
Влада заставляли принять Ислам, но он даже и в
мыслях не мог отречься от православия. Причём,
Влад видел в православии отнюдь не часть
государственного аппарата, а собственный путь к
спасению. В конце концов, турки предложили Владу
стать генералом янычар, но он отказался, вернулся
на Родину, чтобы мстить – мстить за отца, за
порабощение своей страны), а по христианским
канонам – человек умерший в церкви попадает в
Рай, несмотря на все его прегрешения. Для
человека средневековья было очень важно
позаботиться о душе преступника, поэтому
позорное повешение было для Влада неприемлемым. После этого эпизода по Европе
стали распространяться слухи, что на улицах
Сишиогары – столицы Валахии, можно уронить
рубиновую брошь и через неделю подобрать её.
Известному английскому путешественнику
представился случай проверить – так ли это на
самом деле. Он оставил на мостовой усеянный
бриллиантами королевский орден, а рядом, на
стене, написал по-румынски: “Нашедшему
бриллиантовый орден с гербом Британии
полагается за возврат два золотых”, и указал
свой адрес. Через три дня румынский ремесленник
вернул ему орден и всучил два золотых, чтобы
англичанин никому не говорил, кто вернул ему
орден. Провенгерская
политика пришлась не по нраву Турции, что и
обусловило войну, начавшуюся в 1461 году.
Влад III сам
вторгся на территорию противника, и разгневанный
султан Мехмед Завоеватель лично повел войска
против взбунтовавшегося вассала. Влад III рассчитывал
на помощь двоюродного брата, молдавского
господаря Стефана Великого и короля Матьяша,
однако надежды не оправдались. Родственник не
только не пришел на помощь, но еще и попытался
захватить валашскую пограничную крепость
Киликию, а Матьяш не счел нужным ввязываться в
войну, хоть и получил от папы римского деньги на
новый крестовый поход против турок. Оставшись
без союзников, Влад III, тем не
менее, продолжал войну, причем даже турки
удивлялись его храбрости, жестокости и таланту
полководца. Но силы были не равны: валашский
господарь потерпел поражение и бежал во владения
венгерского короля, бросив разгромленную армию. Новым
господарем в 1462 году
стал его брат Раду по прозвищу Красивый, а Влада III Матьяш
Хуньяди заточил в темницу, инкриминировав
бывшему союзнику сговор с турками. Историки
спорят о том, насколько обоснованно был о
обвинение, но, в любом случае, Матьяш сумел
оставить у себя папские деньги, избежав под
благовидным предлогом нежелательной тогда войны
с Турцией. В тюрьме Влад III оставался
более десяти лет и получил свободу, лишь перейдя
в католичество. Затем он женился на родственнице
короля и, заручившись помощью Хуньяди, в 1476 году
третий раз вторгся в Валахию. Ему удалось
захватить столицу, но вскоре он погиб в возрасте 45 лет,
причем обстоятельства его смерти до сих пор
толком не выяснены. Согласно версии XV века, в
бою Влада III приняли
за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем,
заметив ошибку, весьма сожалели. Но если все так и
было, то почему же Влад III, успев
зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить
остальным, что он - их воевода? И зачем
"скорбящие" соотечественники, отрубив
голову мертвому господарю, законсервировали ее в
меду и доставили в качестве трофея султану? Престол занял молодой сын
Влада – сильный политик и талантливый
полководец, однажды заманивший тридцатитысячный
отряд турок в лес, где они и были перебиты
лучниками, засевшими на деревьях. Но его
правление продолжалось недолго – через два года
после восшествия на престол, молодой господарь
был отравлен по прямому приказу Папы Римского,
стремившегося насадить католичество ядом и
кинжалом в православных странах. После смерти
наследника, государство Влада раскололось на
несколько мелких княжеств. Однако, православная
церковь ещё долго доминировала в Валахии – Влада
Цепеша даже причислили к лику святых. В народной
памяти, в румынском фольклоре Влад Великий –
Собиратель земель занимает то же место, что
королевич Марко в Сербском. На протяжении
нескольких веков Влад Цепеш оставался символом
освобождения от османского гнёта. То и дело
венгры и даже турки видели на холме “призрак
Влада” - фигуру
человека в чёрных доспехах с тяжёлым копьём,
поднимающего на дыбы своего вороного арабского
жеребца, который повергал захватчиков в
суеверный ужас. Скорее всего, румыны успешно
пользовались распространённой легендой о тени
Великого Влада, который отказался от Рая, чтобы
вечно охранять от врага свою Родину. Прямых
свидетельств вампиризма Дракулы тоже нет, но
зато есть немало косвенных. Так, в поэме Й.
Будай-Деляну "Цыганиада" (опубликованной
после смерти автора в 1875-1876 гг.)
Дракула, возглавив армию цыган, борется с
турками, злокозненными боярами и вампирами.
Известно, что Будай-Деляну использовал в поэме
фольклорные сюжеты, потому указания на связь
Дракулы с цыганами и вампирами особенно важны.
Цыгане издревле считались народом мистическим,
народом гадалок и колдунов, а в том, что
будай-деляновский Дракула не вампир, но
противник вампиров, ничего удивительного нет:
обычный для мифологического сознания
сюжет-"перевертыш" - герой сражается с
собственной ипостасью. Соответствующие намеки
нетрудно найти и в описании гибели Дракулы.
Разумеется, есть основания предполагать, что
воины Влада III обратили
копья против господаря по соображениям страха и
мести или ради турецкой награды, а голову
отрубили, дабы послать султану и тем самым
выслужиться или наглядно подтвердить выполнение
"заказа" - голова Цепеша была выставлена в
Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том
воины Дракулы действовали именно так, как обычай
предписывал поступать с вампирами: тело
кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а
голову - непременно отделить от туловища. Впрочем,
если б не было мифологически-фольклорных
указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы
правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об
упырях. У румын существует поверье: православный,
отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший
католичество), непременно становится вампиром,
переход же в католичество Влада III, некогда
грабившего католические монастыри, безусловно,
стал весьма впечатляющим событием для его
подданных-единоверцев. Вполне вероятно,
возникновение этого верования обусловлено
механизмом своеобразной "компенсации":
переходя в католичество, православный, хотя и
сохранял право на причащение Телом Христовым,
отказывался от причастия Кровью, поскольку у
католиков двойное причастие - привилегия клира.
Соответственно, вероотступник должен был
стремиться компенсировать "ущерб", а коль
скоро измена вере не обходится без дьявольского
вмешательства, то и способ "компенсации"
выбирается по дьявольской подсказке. Итак, в
основе стокеровской версии Дракулы-вампира -
опора на реконструкцию мифа и реальные
исторические документы. Практически каждой
черте, приписанной Дракуле, можно найти то или
иное обоснование, мотивировку. Вот, например,
называет Стокер своего героя "берсерком",
объясняя это - не вполне убедительно с
исторической точки зрения - родством Дракулы со
скандинавскими витязями, известными беззаветной
отвагой. Но, с другой стороны, здесь легко увидеть
переосмысление эпитета "wutrich",
который
в немецких источниках используется как по
отношению к Дракуле, так и для характеристики
"лютой" храбрости берсерков. Образы же
Дракулы-предводителя отряда цыган, Дракулы,
ведающего тайны древних кладов, Дракулы-упыря и
чернокнижника - не просто вымысел, но результат
синтеза интуиции ученого и фантазии литератора.
Тем не менее это не важно - подобно Владимиру
Красну Солнышку или Ивану Грозному, образ Влада
во многом мифологизировался. Пил ли он кровь, нет
ли, однако образ его со временем обрастал всё
новыми жуткими подробностями, и народная молва
наделяла его всё более жуткими мистическими
возможностями. Со временем грань между реальным
и нереальным персонажем становилась всё тоньше,
и, наконец, стёрлась совсем. Так Влад Цепеш стал
графом Дракулой. Использованные ресурсы: http://www.rolemancer.ru http://cepesh.sukanarkoman.ru http://www.100top.ru http://alisavamp.narod.ru |
|