Взгляд историка


Светлана Кудрявцева - Караускайте

Tertium non datur 

(Третьего не дано)

Этические проблемы легендарного Прошлого


Sic vita truditur!

Такова жизнь!

Гай Петроний Арбитр

 

Честь

Honesta mors turpi vita potior

Честная смерть лучше позорной жизни

Тацит

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души, чистая совесть. (В.И.Даль)

Кодекс чести соединяет вышеназванные ценности. Кодексы различных эпох имеют общие черты, имеют и различия, связанные с экономическими, социальными, и религиозными особенностями эпохи. Эти общие черты и различия могут противоречить друг другу на уровне общечеловеческом и уровне выражения интересов  различных социальных групп.

Например: в эпоху Раннего Средневековья мужчина при посвящении в рыцари давал клятву защищать вдов и сирот. Но рыцарство - сословие военное, а на войне, убивая врагов рыцарь превращает их жен во вдов, а детей - в сирот.

Противоречия внутри кодекса чести приводят к необходимости выбора поведения внутри этого кодекса. Такой выбор, как правило приводит к трагическому финалу, потому что, внутри кодекса чести любой выбор, сделанный человеком, будет нарушением данного Кодекса.

Например, в "Песни о Нибелунгах" королева Кримхильда мстит своим братьям за мужа Зигфрида, убитого по их приказу. Месть в ту эпоху - вещь обязательная и морально оправданная. И Кримхильда приказывает убить своих братьев Гунтера, Гернота и Гизельхера. Но этот ее поступок вступает в противоречие с ценностью уз кровного родства, которые тогда были сильнее уз брачных.

 

Долг

Debes ergo potes

Должен, значит можешь. 

Долг – все, что человек должен исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина. (В.И.Даль)

Проблема долга - одна из интереснейших этических проблем. В.И.Даль дает градацию степени важности долга: по отношению к Богу, долг гражданина и семьянина. Кроме этого человек в различные эпохи мог выполнять долг дружбы, верности: религиозной конфессии, господину, возлюбленной...

Человеческие взаимоотношения многообразны и проблема долга широко охватывает их.

Например, во время возвращения их крестового похода Ричард Львиное Сердце, король Английский, попал в плен к герцогу Австрийскому. Узнав об этом, один из его рыцарей, трубадур Блондель де Нель, пешком прошел всю Европу, у каждого замка исполняя балладу, писали вместе с королем, пока из окна одного из замков не раздался голос короля, поющего припев... В Англии узнали, где король, и выкупили его. Что же влекло в путь де Неля? Долг подданного, товарища, поэта? Возможно, и то, и другое, и третье.

Проблема исполнения долга тоже может содержать внутренние противоречия.

Так, например, верность суверену или присяге может противоречить долгу гражданина, обязывающего стремиться к благу своей Родины.

Какой же выбор правилен? В чем он состоит? Может ли выбор одного человека стать примером для другого? А обязанностью? Может ли человек остаться человеком, поступив вопреки долгу?

 

Проблема выбора

Vivere militare est

Жить – значит бороться

Сенека

Выбор – возможность реализации одного из  вариантов поведения.

Проблема выбора, с одной стороны, чрезвычайно осложняет человеку жизнь. С другой стороны - ситуация выбора позволяет искать решение этических проблем, вынуждает задумываться о них, на практике познавать меру добра и зла, нести ответственность за сделанный выбор.

Например, подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида в Фермопильском проходе. Выбор в последний день обороны греков был реальным: можно уйти, можно умереть. Феспийский отряд ушел, спартанский остался. 

Правильно ли поступили феспийцы? Да. Оборона Фермопил - не вся война с персами, грекам будут нужны воины и победа греков при Платеях оправдала решение феспийцев.

Правильно ли поступили спартанцы? Да. Гибелью своей они показали Ксерксу цену свободы Эллады, за которую жизнь воинов-граждан—естественная цена.

Воины Леонида выбрали смерть. Почему? Ответ высечен на памятнике в Фермопилах.

"Странник, весть принеси ты гражданам Спарты!

Здесь мы в могиле лежим, честно сдержав свое слово!"

 Как определить, какой выбор правильный, какой нет? В решении этических проблем вообще аксиом нет. Но сам процесс поиска решения в ситуации выбора формирует нравственный облик человека.

 Aut vincere, aut mori

Или победить, или умереть


Оглавление


Hosted by uCoz