Взгляд историка |
|
Светлана Кудрявцева - Караускайте Tertium non datur (Третьего не дано) Этические проблемы легендарного Прошлого |
|
|
|
Sic
vita truditur! Такова жизнь! Гай
Петроний Арбитр Честь Honesta
mors turpi vita potior Честная смерть лучше позорной
жизни Тацит Честь – внутреннее
нравственное достоинство человека, благородство
души, чистая совесть. (В.И.Даль) Кодекс чести соединяет
вышеназванные ценности. Кодексы различных эпох
имеют общие черты, имеют и различия, связанные с
экономическими, социальными, и религиозными
особенностями эпохи. Эти общие черты и различия
могут противоречить друг другу на уровне
общечеловеческом и уровне выражения
интересов различных социальных групп. Например: в эпоху Раннего
Средневековья мужчина при посвящении в рыцари
давал клятву защищать вдов и сирот. Но рыцарство -
сословие военное, а на войне, убивая врагов
рыцарь превращает их жен во вдов, а детей - в
сирот. Противоречия внутри кодекса
чести приводят к необходимости выбора поведения
внутри этого кодекса. Такой выбор, как правило
приводит к трагическому финалу, потому что,
внутри кодекса чести любой выбор, сделанный
человеком, будет нарушением данного Кодекса. Например, в "Песни о
Нибелунгах" королева Кримхильда мстит своим
братьям за мужа Зигфрида, убитого по их приказу.
Месть в ту эпоху - вещь обязательная и морально
оправданная. И Кримхильда приказывает убить
своих братьев Гунтера, Гернота и Гизельхера. Но
этот ее поступок вступает в противоречие с
ценностью уз кровного родства, которые тогда
были сильнее уз брачных. Долг Debes ergo potes Должен, значит
можешь.
Долг – все, что человек должен
исполнить, обязанность. Общий долг человека
вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг
семьянина. (В.И.Даль) Проблема долга - одна из
интереснейших этических проблем. В.И.Даль дает
градацию степени важности долга: по отношению к
Богу, долг гражданина и семьянина. Кроме этого
человек в различные эпохи мог выполнять долг
дружбы, верности: религиозной конфессии,
господину, возлюбленной... Человеческие взаимоотношения
многообразны и проблема долга широко охватывает
их. Например, во время возвращения их
крестового похода Ричард Львиное Сердце, король
Английский, попал в плен к герцогу Австрийскому.
Узнав об этом, один из его рыцарей, трубадур
Блондель де Нель, пешком прошел всю Европу, у
каждого замка исполняя балладу, писали вместе с
королем, пока из окна одного из замков не
раздался голос короля, поющего припев... В Англии
узнали, где король, и выкупили его. Что же влекло в
путь де Неля? Долг подданного, товарища, поэта?
Возможно, и то, и другое, и третье. Проблема исполнения долга тоже
может содержать внутренние противоречия. Так, например, верность суверену
или присяге может противоречить долгу
гражданина, обязывающего стремиться к благу
своей Родины. Какой же выбор правилен? В чем он
состоит? Может ли выбор одного человека стать
примером для другого? А обязанностью? Может ли
человек остаться человеком, поступив вопреки
долгу? Проблема
выбора Vivere militare est Жить – значит бороться Сенека Выбор – возможность реализации
одного из вариантов
поведения. Проблема выбора, с одной стороны,
чрезвычайно осложняет человеку жизнь. С другой
стороны - ситуация выбора позволяет искать
решение этических проблем, вынуждает
задумываться о них, на практике познавать меру
добра и зла, нести ответственность за сделанный
выбор. Например, подвиг трехсот
спартанцев и царя Леонида в Фермопильском
проходе. Выбор в последний день обороны греков
был реальным: можно уйти, можно умереть.
Феспийский отряд ушел, спартанский остался. Правильно ли поступили феспийцы?
Да. Оборона Фермопил - не вся война с персами,
грекам будут нужны воины и победа греков при
Платеях оправдала решение феспийцев. Правильно ли поступили
спартанцы? Да. Гибелью своей они показали Ксерксу
цену свободы Эллады, за которую жизнь
воинов-граждан—естественная цена. Воины Леонида выбрали смерть.
Почему? Ответ высечен на памятнике в Фермопилах. "Странник, весть принеси ты
гражданам Спарты! Здесь мы в могиле лежим, честно
сдержав свое слово!" Как
определить, какой выбор правильный, какой нет? В
решении этических проблем вообще аксиом нет. Но
сам процесс поиска решения в ситуации выбора
формирует нравственный облик человека. Aut vincere, aut mori Или победить, или умереть |
|