Гость журнала


Михаил Ефимов

(выпускник Гимназии !995 года)

 Te Deum laudamus

(Классические доказательства бытия Бога)


Доказательство первое (Фома Аквинский): В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог - недвижимый Движитель.

Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский): Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог.

Доказательство третье (Фома Аквинский): Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.

Эти три доказательства одинаковы по своей сути и указывают на существование первопричины. Но все они исходят из конечности и линейности цепи причинно-следственных связей. При этом совершенно безосновательно отвергается возможность существования бесконечной череды этих связей, только лишь потому, что бесконечный поиск не имеет смысла (это тоже спорно). Кроме того, возможен и вариант замкнутости причин и следствий, например, в том случае, когда время изменяется циклически (после смерти вселенной она заново рождается и все события предшествовавшего цикла в точности повторяются).

Доказательство четвёртое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строение предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог.

Совершенство всегда относительно. Оно подразумевает сравнение реального объекта с выбранным идеалом, который и становится "источником совершенства".

Доказательство пятое, телеологическое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.

Существование разумного организующего начала - лишь одно из возможных объяснений порядка. Возможно, что стройность мира происходит от схожести образующих его наименьших частиц, к примеру.

Доказательство шестое, нравственное, антропологическое (Эммануил Кант): Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло.

1. Нравственное чувство не свойственно людям изначально, оно прививается воспитанием. Так человек, никогда не видевший себе подобных и проживший всю свою жизнь в лесу, будет представлять из себя лишь животное, не обладающее, конечно же, нравственным чувством.

2. Кроме того, мотивация нравственного поведения отнюдь не "должна" лежать вне этого мира. Возможно, к примеру, что нравственность сформировалась исключительно под влиянием законов эволюции свойственных дикой природе, как необходимость для выживания отдельных социальных образований и всего человечества в целом.

Доказательство седьмое (Августин, Кальвин): Всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Эта идея бывает подавлена в людях неправедных (Рим. 1:18). По мере роста человек всё яснее осознаёт её. Критические жизненные ситуации зачастую побуждают эту идею к жизни.

Человек не рождается с "идеей о Боге", но она, как я уже говорил, может прививаться ему соответствующим воспитанием, что приводит к особому - религиозному - способу восприятия реальности. Тогда и формируется религиозный тип сознания, имеющий в центре картины мира и системы ценностей категорию Бога.

Доказательство восьмое, мистическое: Человеку свойствен прямой мистический контакт с Богом, приводящий человека в экстатическое состояние. Этот опыт соединения с Богом настолько уникален и настолько ошеломляющ, что сам по себе он уже является свидетельством бытия Божия.

Данное доказательство не может быть принято по причине недостаточной аргументации. Нет достоверных подтверждений феноменов "прямого мистического контакта с Богом".

Доказательство девятое (Августин): Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, которая, в свою очередь, означает и существование Бога.

Хитрость этого доказательства, построенного на своего рода игре слов, кроется в аксиоматичном утверждении, что "Истина является условием существования всякой истины", то есть, что существование истины обязательно подразумевает существование Бога.

Доказательство десятое, онтологическое (Ансельм): Первая предпосылка: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Вторая предпосылка: существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное - то есть, Бог - существует, постольку само определение совершенства включает в себя и существование.

Вывод, приведённый в данном доказательстве, можно считать верным с учётом указанных предпосылок. Последние, однако, остаются весьма спорны. Особенно большие сомнения вызывает второе утверждение, говорящее о том, что совершенство всегда существует. Подтвердить, как, впрочем, и опровергнуть этот довод не представляется возможным.

Доказательство одиннадцатое (Аристотель): Человек осознаёт свою конечность, ограниченность и смертность. Откуда происходит это сознание? Бог постоянно напоминает ему об этом через Свою бесконечность, безграничность и бессмертие. То есть, конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога.

Осознание человеком своей конечности может происходить не только в следствии сравнения себя с Богом, но и при сопоставлении себя с различными реальными объектами (например, со Вселенной). Кроме того, совершая сравнение с Богом, человек в сущности сравнивает две категории, представленные в его сознании. Поэтому данное доказательство может говорить лишь о существовании неких представлений о Боге для конкретного человека.

Доказательство двенадцатое (Августин, Фома Аквинский): Человек безутешен. Он жаждет благословения. Этой жаждой наделил его Сам Бог, чтобы человек нигде не мог найти утешения, пока не обратится к Богу. Присутствие этой жажды в человеке является косвенным доказательством бытия Божия.

Благословение и утешение не обязательно должно проистекать от Бога. Источником его может служить также любая другая вера, возможно, даже отрицающая существование Бога. Допускаю, что кроме веры могут существовать и иные источники благословения.

Доказательство тринадцатое (Беркли): Человек способен воспринимать (чувствовать) окружающие его предметы, что не может являться следствием ни каких-либо физических явлений, ни волеизъявлением самого человека. Следовательно, эта человеческая способность к восприятию подразумевает существование Бога как единственного разумного объяснения этой способности.

Существование Бога - лишь одно из объяснений феномена человеческого восприятия. Помимо него существует, к примеру, материалистическая концепция восприятия.

Доказательство четырнадцатое, экзистенциальное: Бог являет себя людям через Евангельское откровение - провозглашение Своей любви, прощения и оправдания человека. Человек, принявший это откровение, сразу узнаёт и Бога. Никакого иного свидетельства не требуется. Бытие Божие не столько "доказывается", сколько "познаётся", и это познание не интеллектуально, а экзистенциально.

Данное доказательство в принципе совершенно закономерно. Однако, оно переносит вопрос о существовании Бога из макрокосма в микрокосм, из объективной реальности в субъективный мир. Оно объявляет наличие Бога во внутреннем мире личности - в сознании.

Доказательство пятнадцатое, чудесное: Чудо - это явление, единственно объяснимое существованием и непосредственным сверхъестественным вмешательством Бога. Существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Следовательно, существует множество событий, единственным убедительным объяснением которых может быть существование и сверхъестественное вмешательство Бога. А, следовательно, Бог существует.

Мне не известно ни одного достоверного свидетельства Чуда, как "явления, единственно объяснимого существованием Бога".

Доказательство шестнадцатое, интеллектуальное: Мы знаем, что мир устроен разумно. То есть, мы способны разумно познавать его. Следовательно, либо и познаваемый мир, и наш познающий его разум, являются продуктом чистой случайности, либо и то, и другое создано высшим разумом. Случайность нам кажется менее вероятной. Следовательно, и разумный мир, и сам разум являются порождением высшего разума, т.е. Бога. Следовательно Бог существует.

1. Здесь за аксиому принимается утверждение, что разум и разумное ("разумно устроенное") может быть создано лишь иным разумом. Существуют и другие предположения, говорящие, к примеру, о возникновении разума в результате самоорганизации. Кроме того, принимая эту аксиому мы сталкиваемся с новой проблемой: если разум мог быть только создан другим разумом, то каково тогда происхождение высшего разума - Бога?

2. Помимо этого, вывод, сделанный в приведённом доказательстве, должен гласить о высокой ВЕРОЯТНОСТИ бытия Бога, но никак не об однозначном его существовании.

Доказательство семнадцатое: Каждому нашему естественному внутреннему желанию или стремлению соответствует реальный объект, способный это желание удовлетворить. Однако, присутствует в нас и такое желание, которое не может быть удовлетворено ничем временным, ничем земным, ничем тварным. Следовательно, должно существовать нечто превосходящее всё временное, земное и природное. Это "нечто" люди и называют Богом и вечной жизнью с Ним.

В этом доказательстве утверждается, что неудовлетворимые реальными объектами желания могут быть удовлетворены Богом и только им. Однако, из чего следует, что все желания так или иначе могут быть удовлетворены? И почему считается, что Бог сможет удовлетворить не связанные с реальностью желания?

Доказательство восемнадцатое, эстетическое: Музыка Баха (Битлз, Пушкин, Сезанн и т.д.) существует, следовательно, Бог есть.

Данное утверждение не может рассматриваться в рамках логического мышления, а посему оно не является логически верным доказательством.

Доказательство девятнадцатое, религиозное: Множество людей разных времён и разных культур имели опыт общения с Божественным. Невозможно допустить, чтобы все они настолько одинаково "ошибались" в описании природы и содержания этого опыта. Следовательно, Божественное существует.

1. Чрезвычайно спорно утверждение, что опыт общения с Божественным был одинаковым у "множества людей разных народов и разных культур". Напротив, в различных верованиях наблюдаются существенные и принципиальные расхождения в описании Божественного.

2. Сходность религиозного опыта, если бы таковая и наблюдалась, могла быть обусловлена совершенно иными причинами, нежели существованием Божественного. В разных языческих верованиях, например, обожествлялись окружавшие человека предметы и явления, откуда и проистекало их сходство.

Доказательство двадцатое, общественное: Вера в Бога - в верховное Существо, Которому по праву надлежит поклонение и прославление всего сущего является общей чертой практически всех народов мира. Невероятно, чтобы все эти люди были неправы относительно этого самого важного и значительного элемента их жизни. Гораздо более вероятно, что они были правы, а, следовательно, Бог существует.

Это доказательство, по существу, повторяет предыдущее. К приведённым выше соображениям можно добавить лишь появление вновь ошибки, когда вероятное расценивается как достоверное.

Доказательство двадцать первое (Паскаль): Разумное доказательство существования Бога невозможно, однако, то или иное решение о Его бытии-небытии каждый из нас принять должен. Если вы решите, что Бог есть ("поставите на Бога"), то вы во всяком случае ничего не потеряете, даже если после вашей смерти окажется, что вы были неправы. Если же вы решите, что Его нет и ошибётесь, то вас ждёт страшное наказание. Если вы выиграете, то получите всё, если проиграете, то не потеряете ничего.

Эти рассуждения, естественно, не являются доказательством и имеют одну из трёх особенностей: либо они носят юмористический характер, либо их автор - весьма ограниченный человек, либо адресованы они ограниченным людям. Второй вариант по всей видимости отпадает, а лично я склоняюсь к первому.

1. Нам не известен тот образ жизни, который надо вести для избежания потустороннего наказания. Для меня совершенно не очевидно, что он указан в христианском Священном Писании.

2. В данном случае избежание страшного наказания априорно считается смыслом жизни. Почему-то забывается о возможности существования иного смысла жизни. Например, если цель человека заключается в самопознании, то в том случае, когда Бога нет, к концу жизни цель оказывается не реализованной в возможной степени, то есть избавления от проигрыша не происходит.

Коллекция доказательств бытия Бога была взята из материалов эхоконференции сети FIDOnet SU.PHILOSOPHY за 1996 год. Комментарии к доказательствам составлены Михаилом Ефимовым (учеником 11 класса Гимназии N248, год рождения 1981, год выпуска 1997), даны в редакции от 16.12.1996. Сайт: efimih.narod.ru, e-mail: efimih@mail.ru

Автор благодарит Кудрявцева Антона Викторовича, своего учителя по философии, чьи необычайные вдохновенные уроки усилили интерес автора к постижению философского знания.


Оглавление


Hosted by uCoz