Российско-белорусский исторический проект


Светлана Кудрявцева-Караускайте

Основатель 

(Миндаугас, король Литовский)


"Мой бог - Литва!
Я буду делать все,
Что для Литвы моей необходимо..."
Юстинас Марцинкявичюс
"Миндаугас"

В 2002 - 2003 годах литовский и белорусский народы отмечали круглую дату, древнейшую из достоверных дат в истории двух народов. В июле 1252(53) года состоялась коронация литовского князя Миндовга (Mindaugas), первого и единственного из литовских князей, получившего королевскую корону. Эта дата - подлинное начало литовской государственности. Эта дата - ключевая и для белорусского народа, поскольку Миндовг простирал руку свою и на значительную часть белорусских земель.

Почему же 1252(53) годы? Это разночтение - обычные проблема хронологии и недостаточного освещения в исторических источниках. Поэтому в Беларуси 750-летие коронации Миндовга (или, как называют его наши белорусские братья - короля белорусско-литовских земель), отмечалось в Новогрудском замке в июле прошлого, 2002 года, а в Литве праздновали коронацию своего Короля летом этого, 2003 года. О личности Миндовга известно немного. Вот небольшая историческая справка: Миндовг (Mindaugas), (? - 1263) - первый Великий князь Литовский, с 1253 года король. Литовскими историками считается, что благоприятные условия для формирования литовского феодального государства возникли после подписания в 1219 году мирного договоры между литовскими и галицко-волынскими князьями. Через двадцать лет относительного мира (не забудем агрессивные намерения прибалтийских немецких рыцарских Орденов), возникло Великое княжество Литовское, во главе которого встал Миндовг. Таким образом, Миндовг - создатель литовской государственности. Княжество возникло в сложнейших условиях. Договор с Галичем отодвинул опасность с Востока и все силы Миндовг бросил на войну с Западом, где еще в 1218 году папа Римский Гонорий III объявил крестовый поход против язычников литовцев и балто-пруссов. Ныне о пруссах, вымершем древнем литовском племени, напоминает название восточной части Германии (Пруссия). За участие в походе папа обещал отпущение грехов и все завоеванные земли. Естественно, что выдержать подобный натиск могло только единое государство и это стало основной миссией Миндовга.

22 сентября 1236 года, в битве под Шауляй (Северная Литва), литовские войска одержали полную победу над крестоносцами. Параллельно с этим Миндовг, пользуясь раздробленностью русских княжеств, завоевал земли с городами Слоним, Волковыск, Новогрудок. В 1251 году Миндовг делает блестящий политический ход - принимает крещение от имени папы. Отныне он - католический государь, признанный в Европе и недосягаемый для крестоносцев. В 1255 году он подписывает договор с Даниилом Романовичем Галицким (также принявщим королевскую корону от папы, но отказавшимся переходить в католичество) и отдает свою дочь за сына Даниила. Итак, за время правления Миндовга Литва превратилась из клочка земли между Неманом и Нерис в огромное, по европейским меркам, христианское государство. К сожалению, после смерти Миндовга его сын Воишелк погиб в междоусобной борьбе, князья-язычники воевали друг с другом еще около пятидесяти лет. Единое Литовское государство родилось во второй раз в начале XIV века при Гедимине.

06 июля 2003 года Литва отмечала 750-летие коронации Миндовга. В Вильнюсе прошли официальные торжества Праздника Песни "Мы - литовцы всего мира". В Каунасе была поставлена драма Юстинаса Марцинкявичюса (поэта начала XX века) - "Миндаугас". Этнический праздник и рыцарский турнир состоялись в Кернаве, резиденции Миндовга. Сейчас Кернава - небольшая деревушка с огромным костелом. Ее историческая часть - семь огромных замковых гор над долиной реки Нерис. Самая высокая - замковая гора Миндаугаса. В день юбилея в Кернаве, казалось, собралась вся Литва. За несколько километров до места, обе обочины были забиты машинами так, что о парковке не могло быть и речи. Нам пришлось на наших трех машинах, (мы поехали на юбилей лишь очень небольшой частью семьи - 15 человек) добираться по лесным дорогам.

Огромная ярмарка изделий народных промыслов развернулась на дороге к Кернавскому костелу. Чего здесь только не было! Керамика, кованые изделия, кожа, серебро, корзины, льняные изделия… На замковых горах раскинулись шатры, выросли деревянные строения. Здесь были представлены в действии древние литовские ремесла. Литейщики, с помощью небольшой домницы, плавили руду и лили металл, гончары делали посуду, кузнецы на глазах изумленной публики ковали мечи, ювелиры - делали украшения из серебра. Здесь пряли, ткали, готовили еду, делали музыкальные инструменты. Самое потрясающее, что все изделия тут же продавались, мы, конечно, не устояли, исполнили давнюю мечту - купили меч и прелестную свирель. У подножия холмов были оборудованы мишени для стрельбы из луков. На Нерисе стояли модели кораблей. В центре холма на зеленом лугу между шатрами сошлись в поединках литовские, польские и белорусские рыцари из исторических клубов. Бои были как одиночные, так и между отрядами.

И, наконец, после турнира состоялся концерт фольклорной группы Kulgrynda, которая исполняет архаическую языческую музыку на археологически точных древнелитовских инструментах. Мне удалось побеседовать с руководителем и солисткой Kulgrynd,ы Иньей Тринкунене. Интереснейшая оказалась команда музыкантов, которая создана супружеской парой Тринкунасов, в которой поют и играют их три дочери и около 20 учеников и последователей. Мне, как историку, доставил огромное удовольствие этот древнелитовский день. Удивительная масса впечатлений сразу. К счастью, в Литве такие праздники случаются не один раз в 750 лет, а гораздо чаще. Это страна древних и устойчивых традиций, бережно хранимых потомками воинственных и славных литовских племен.

Автор на фоне замковых холмов в Кернаве.


Оглавление


Hosted by uCoz