На полях сражений


Иван Кошиц

Неразрывна цепь творенья


Неразрывна цепь творенья;
Всё, что, было, - будет снова;
Всё одно лишь измененье;
Смерть - бессмысленное слово.

Судьбою на все страны земные
Постановлен один закон,
Вселенной правят три слепые:
Фортуна, Смерть и Купидон.

Жизнь наша - пир с приветной лаской
Фортуна отворяет зал,
Амур распоряжает пляской,
Приходит Смерть и кончен бал.

А. Д. Илличевский  

Неандертальцы и кроманьонцы, жившие от 75 000 до 25 000 лет назад, верили, что мёртвые продолжают жить в каком-то таинственном духовном мире. Захоронения у них делались с заботой о возможных нуждах умерших в загробной жизни, особенно в пище и орудиях труда. Со временем вера в то, что мёртвые продолжают жить после смерти усилилась, ритуалы погребения стали сложнее. К 10 000 году началось возведение гробниц, в которые вместе с умершим клали различные вещи, которые, как полагали, могут пригодиться умершим, также могли принести в жертву жену и слуг, чтобы знатный человек имел спутников в загробном мире. Считалось, что мёртвые могут возвращаться на землю и общаться с живыми в самых различных проявлениях, от доброго и дружелюбного до ненависти к живым. Чтобы не дать мёртвым бродить по земле, трупы иногда пригвождали к земле копьями, связывали верёвками, заваливали камнями. Мёртвым приносили подарки, чтобы они видели, что их чтут, и не вредили людям. Некоторые племена до сих пор считают, что душа некоторое время бродит вокруг своей могилы, держась знакомых мест, а затем уходит в загробный мир.  

Греки доэллинской эпохи считали, что мёртвые продолжают жить в подземном мире, подвластном великой богине - Матери Земли. Существовал и рай на острове, на который души доставлялись на лодке. В эпоху эллинов полагали, что человеческая душа трансформируется в эйдолон - тончайший нематериальный образ земной личности, а другими словами призрак. Об этом можно прочитать в "Одиссее", когда Одиссею явился призрак его матери. Во многих ранних религиях имеется один бог, создатель и источник всего, его признают и почитают, но он не влияет ни на жизнь людей на земле, ни после смерти. Древние люди, прежде всего, заботились об умиротворении душ усопших, и прибегали для защиты от злых духов к помощи добрых.  

Отношение к богам и смерти изменилось в Древнем Египте, в понятиях древних египтян жизнь земная и потусторонняя, полностью подчинена богам. Египетскую концепцию жизни за смертью можно считать самой старой и полностью развившейся. Царство бога Осириса предполагает счастливое и осмысленное посмертное существование. Душа отправлялась в долгое путешествие к полям Осириса, в сторону Млечного пути - Великого Белого Нила небес. Согласно "Книге мёртвых" в конце своего путешествия душа предстаёт перед судом Осириса, душа в свою защиту может представить список грехов и преступлений, которые она не совершала - я не убивал, не грабил и т.д., всего 45 различных грехов, после приговора душа либо направляется на счастливые поля Осириса, либо ад.  

Обширная информация о жизни после смерти записана в "Текстах пирамид", записанных около 4000 года до нашей эры. Эти тексты должны были помочь благополучному переходу умерших фараонов в следующий мир, и в них говориться о двух сущностях - Ка и Ба.

Ка представляет собой разряженную физическую субстанцию, в то время как Ба представляет собой чистый дух, Ба всегда изображалась в виде птицы с головой человека, древние египтяне считали, что человеческое существо всегда есть нечто большее, чем плоть и кровь, для них это был просто факт не вызывающий сомнение. Сейчас взгляды на жизнь после смерти весьма различны, но во многих из них ещё прослеживаются отголоски древних верований, на которые наслоились более поздние легенды обряды и культы.  


Оглавление


Hosted by uCoz