Легенды и суеверия |
|
Никита Дрок Оборотничество |
|
Во многих мифологиях существует оборотничество, как превращение с последующим возвращением к первоначальному(подлинному облику). Мотив оборотничества , вероятнее всего , базируется на практике охотничьей маскировки, а также на некоторых тотемических и анимистических воззрениях: воплощении души человека в животном(растении, предмете), о человеческой или животной ипостаси аграрных божеств, духов злаков и плодородия и тому подобных. В оборотничестве отразились представления о двойной животной природе мифологических персонажей - тотемных первопредков и мифологических героев(таковы , например, сокол Муллиан - в австралийской мифологии; пес Маху в мифологии папуасов Новой Гвинеи; богомол Цагн - у бушменов и др.). Двойственность их природы обнаруживается первоначально не в облике , а в поведении, причем грань между ипостасями человека и животного подчас трудноуловима. Так, орчские Ворон и Орел, Летающие над мировым океаном, очевидно, имеют облик птиц. Однако, поселившись с семьями на обломке скалы, они живут как люди: изготавливают себе оружие, ходят вместе на охоту. Палеоазиатский Ворон, продалбливающий клювом небесную твердь, при этом человекоподобен. У мансийского Эква-Пырища сосуществуют ипостаси человека и гуся. Мотив оборотничества соотносим с архаической концепцией "взаимооборачиваемости" всех сторон и проявлений действительности. Для потустороннего( относящегося к "обратной" стороне), запредельного мира характерна "оборотность" - противоположность, начиная от временного ритма, кончая перевернутостью земных норм и установлений. В мифологии некоторых сибирских народов едой демонических персонажей являются нечистоты; в древнекитайской мифологии у запредельных людей ноги повернуты наоборот, а языки растут в обратном направлении. Поворотами же отмечается рубеж между мирами: поворачивание избушки бабы-яги в русских сказках( т.к. баба-яга является ни кем иным, как сторожем между миром живых и мертвых), оборачивание копыт коня при посещении царства мертвых, и, наоборот, запреты оборачиваться в библейской легенде о Лоте и в древнегреческом мифе об Орфее. Для перехода из одного состояния в другое нужно повернуться, повернуть кольцо или какой-либо другой волшебный предмет. Оборотничество иногда осмысливается в мифах как противопоставление истинного ложному, как сокрытие подлинной сути под ложной формой. В различных ипостасях появлялись на земле и покойники, вампиры, привидения. Умершие прилетали с "того света", принимая облик птиц, насекомых или появлялись в виде животных, блуждающих огней, вихря, столба пыли, тучи. Невинно гонимые или загубленные злой мачехой, свекровью, персонажи фольклорных произведений превращались в деревья и цветы. В оборотней могли превратиться обычные люди, ставшие жертвами магического воздействия или колдовства. Например, в свинью или собаку превращала ведьма не полюбившегося ей зятя. Колдун способен был превратить молодоженов или всю свадьбу в волколаков. Представления о людях, которые в определенные календарные периоды принимают вид волков или на некоторое время превращаются в волков по чьей-то злой воле, относятся к числу древнейших славянских верований. Превращение человека в птицу, зверя, камень, дерево могло быть следствием неосторожно оброненного слова или проклятия. Особенно опасным считалось родительское проклятие. В украинской быличке отец, услышав, как дочь называет своего любовника "зозулька" (кукушечка), гневно проговорил: "Будь же ты и сама зозулькой!", и в тот же миг дочь превратилась в кукушку. Оборотнем возможно стать двумя путями: первый- если человек прирожденный убийца, второй - перевоплощение. Оборотнями становятся в основном с одной целью - попить человеческой крови. Существует множество рецептов перевоплощения, простейший из них это - в полнолуние воткнуть в землю нож, и три раза перевернуться через него спиной, чтобы вернуться в прежнее состояние нужно проделать тоже самое. Но горе тому, кого увидели во время перевоплощения или чей нож пропал - век тому ходить в зверином обличье. Колдун может превратить в оборотней целую свадебную процессию - для этого достаточно положить на их пути волчью шкуру. Для того же, чтобы вернуть прежний облик нужно сжечь эту шкуру. Можно и из человека "вытащить" душу оборотня. Для этого ему девять лет нельзя показываться на лунный свет и есть мясо. Если вдруг "посчастливится" встретиться с оборотнем , есть проверенные способы избавиться от него( это совсем не обязательно серебренные пули - это может быть любая серебренная вещь): молитва, крест, святая вода. И берегитесь его укусов - если оборотень укусит, то живым вас не отпустит! Литература: "Мифы народов мира" М., 1982. "Словарь славянской мифологии": www.pagan.ru
|
|