Российско-белорусский исторический проект


 

Екатерина Гаврилова

Россия и Запад


Взаимоотношения Руси и Запада, России и Европы, западной и русской культуры, философской, социологической и политической мысли всегда волновали российские умы.

 

Русь и Запад – тема, охватившая не одно поколение мыслящих и образованных людей. К этому предмету обращались историки и философы, политики и писатели, люди самых разнообразных теоретических убеждений и жизненных влечений. Тем не менее, не существует систематически развитой версии становления взаимодействия народов, олицетворяющих эти понятия – Россия и Запад, - взаимовлияния культур и цивилизаций.

Отсутствие систематической и, тем более, убедительной версии, которую можно было бы, к тому же, противопоставить спекулятивным измышлениям и оракульским изречениям, объясняется отчасти неимоверной обширностью и сложностью предмета. Любой, кто берется за воссоздание картины когда-то происходивших процессов и событий, должен понимать это. Возможно, поэтому единого взгляда на проблему “Русь-Запад”, никогда не было, как не существовало и единой концепции.

Достоверная картина взаимодействия народов, их культур и государств менее всего может быть сведена к субъективным версиям, независимо от их отечественного или иноземного происхождения.

Иностранные источники важны, но они не магический кристалл, открывающий тайны русской истории. Они в целом обогащают наши представления о событиях на Руси и Западе и в ряде случаев незаменимы. И все же, следует иметь в виду, что несущественное для западного наблюдателя может оказаться очень существенным для понимания происходившего в России, особенно если сообщаемое искажено или вовсе отсутствует в отечественных источниках.

Все же интересно, когда на Руси впервые появилось понятие Запад. Только лишь в XVI веке начинает оформляться такое понятие как Западная Русь, которое впоследствии стало употребляться наравне с Восточной Русью.

В чем же основные отличия развития Руси Западной от Руси Восточной?

В Западной Руси монгольское иго длилось около одного столетия и пало где-то в 1350 году – то есть, на сто лет раньше, чем ему пришел конец в Восточной Руси. На смену монгольскому владычеству в Западной Руси пришло господство Великого Княжества Литовского и Польши.

Таким образом, Западная Русь получила новый властный институт, тем не менее, русский народ в границах Великого княжества Литовского продолжал в течение некоторого времени жить в соответствии с представлениями и установлениями киевского престола. Лишь постепенно новые образцы изменили политический, религиозный, социальный и экономический уклады жизни, как в Белоруссии, так и на Украине.

Взаимодействие старых русских традиций и новых установлений, ориентированных на польские образцы, заставляет историков и социологов всерьез заняться историей Западной Руси XIV - XVI веков. Долгое время исследователям не удавалось получить целостного представления об исторической картине происходившего на границе Западной и Восточной Европы, которая веками служили границей между римско-католическим западом и греко-православным востоком, между западными и восточными славянами – из-за запутанного национального и религиозного фона.

Изучение этой проблемы с исторической точки зрения осложнено и тем, что власть на этой территории беспрестанно менялась, начиная со Средних веков и заканчивая Новейшим временем, вплоть до наших дней.

В киевский период западнорусские земли и княжества являлись частью русской федерации, центром которой был Киев. Затем туда пришли монголы, а после них – литовцы и поляки.

Мы знаем, что на западнорусские земли, на основании того, что это наследство его предков, киевских Рюриковичей, претендовал Великий князь Московский Иван III, принявший титул Государя Всея Руси (включая Западную).

В начале XVII века, пользуясь “Смутным временем”, положение бесспорного правителя всей Западной Руси, казалось бы, обеспечила себе Польша. Украинское восстание 1648 года значительно подорвало силу польского государства и закончилось объединением значительной части Украины с Москвой.

В результате разделов Польши 1772-1795 Российская империя получила всю Белоруссию и остаток Украины, за исключением Восточной Галиции, которая отошла к Австрии.

После русской революции 1917 возрожденной Польше удалось вернуть половину Белоруссии и Западную Украину. После Второй Мировой войны, как вся Белоруссия, так и вся Украина воссоединились с Великой Россией в Союзе Советских социалистических республик. Литва в своих этнических границах стала тоже Советской республикой.

Из этой краткой ретроспективы политических судеб Западной Руси ясно, что ее история тесно связана и переплетена с развитием трех государств: Руси, Польши, Литвы. На самой западнорусской территории сформировались две современные восточнославянские нации – белорусы и украинцы.

Вполне естественно, что исследователи всех вышеназванных народов и государств рассматривали Западную Русь в литовский и польский периоды, исходя из национального и исторического интереса каждого из них. С точки зрения русского историка, главным объектом изучения Великого княжества Литовского, а потом Речи Посполитой, является не столько, собственно, история Литвы и Польши, сколько положение русских в Литве и Польше, их участие в политике государства и влияние на них литовского управления и польских установлений.

Но можно ли сказать, что Западная Русь – это и есть Запад? Этот вопрос в наши дни становится все более актуальным. Я считаю, что это именно Западная Русь - славянская территория, которая находится западнее земель остальных братьев-славян.

Можно сказать, что лишь при Петре Великом, связи с Западом начинают все более укореняться в обществе. Иван III, достаточно вспомнить конфликты Москвы и Великого княжества Литовского, лишь заложил основу сотрудничества государств, Петр Великий укоренил их, и Запад все более стал влиять на умы и традиции русского человека.

Ко времени Петра I, русские люди уже начали соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII века к России Украины и, временно, Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII веке расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода, появляются ученые с Запада, в том числе из Польши, например, воспитатель детей Алексея Михайловича – Симеон Полоцкий.

Деятельность Петра Великого создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

Но истинным и самым ярким примером соединения Запада и России во времена Петра I, стал наш родной город – Санкт-Петербург, который впитал в себя и перекроил на русский лад все черты и традиции, свойственные Западу. Складывался особый петербургский быт, он становился боле открытым, особо ценилась общительность, “людскость”, Русские женщины, до этого запертые в теремах, начинают принимать участие в приемах, а с 1718 – и в первых русских балах (ассамблеях). Отныне двери домов знатных петербуржцев распахнулись перед Западом. Так, примером может служить тот факт, что, начиная с 1710 года, в Петербурге женщины высшего слоя стали участвовать в общественных увеселениях и праздниках. В гостиных и залах зазвучала музыка, устраивались танцы на европейский манер, велись беседы о политике, научных трактатах, искусстве, модах.

Так, петровский Петербург создавал свой особый светский образ жизни, формировал идеал нового человека, который в духе эпохи общался и веселился, учился и по-новому деятельному служил отечеству. Невская столица стала центром новой русской и европейской культуры XVIII века.

Как видно, все эти нововведения Петра крепко вошли в нашу сегодняшнюю жизнь, а ведь когда-то люди не знали, что можно брить бороды, пить кофе по утрам, слушать музыку, ходить в театры. А ведь сегодня мы просто не представляем свою жизнь без этих элементарных вещей.

И, все-таки, что такое Русь – Запад или Восток? Прямого ответа до сих пор нет. Я хочу предложить свою точку зрения на заданный вопрос.

Во-первых, события на Руси могли быть следствием, и были не раз таковым, событий, как на Западе, так и на Востоке. Помимо всего прочего, сначала на Руси, потом в России, всегда работал геополитический фактор “срединного пространства”.

С другой стороны, и Запад и Восток испытывали на себе воздействие событий и политики Руси, а потом и России, и это становилось все заметнее с развитием российской государственности. Все это – исторические факты, отрицать которые бессмысленно.

Во-вторых, со времен Петра I Россия стала больше ориентироваться на Запад, подражать ему, но Русь-Россия не копировала все новомодные мысли и идеи “западников”, она все перестраивала на свой лад, русский, приспосабливала под свою историю, которая, несомненно, отличается от историй западных государств.

На мой взгляд, каждый человек в России должен и может выбирать: кто он славянофил или западник. Это личный вопрос и, не важно, какое из этих направлений, на данный момент времени, модно или современно.

Самое главное, во всем оставаться человеком, который может понять и западника, и славянофила, хотя они такие разные в своих взглядах. Их объединяет то, что все они люди с человеческой душой, которая открыта для всех.


Оглавление


Hosted by uCoz