Новости Исторического театра


kaprova2.jpg (9744 bytes)

Елена Капрова

Большая Премьера

"Маленьких трагедий"


Без театра нельзя!
(реплика Сорина из пьесы
А.П.Чехова “Чайка”)

Волнение, радость, сердце готово выпрыгнуть из груди и сознание того, что отступать уже некуда. Что это? – первое свидание или экзамен? Нет, - выход на сцену. И пусть эта сцена совсем маленькая – школьная рекреация, - но для нас она значит ничуть не меньше, чем подмостки МХАТа. Ведь вокруг знакомые лица: одноклассники, друзья, родители, а “пройти” среди своих гораздо труднее и важнее. А это чувство смешанного счастья и страха одинаково для всех, кто бы не играл и в какой раз не выходил бы на сцену. Для нас, выпускников этого года, наш спектакль “Маленькие трагедии” Пушкина – это так называемая “последняя гастроль”. И, действительно, для нас это - маленькая трагедия! – ведь пребывание в стенах Гимназии заканчивается и наше участие в Театре в качестве школьников - тоже.

 

Честно говоря, я не знаю, как смотрелось со стороны наше выступление, к которому мы готовились весь год вперемешку с подготовительными курсами и поступлениями в институт, но я уверена, что спектакль получился очень ярким и разноплановым. Ведь чего стоит за какие-то два часа показать четыре трагедии и одну комедию!

Но я, пожалуй, начну по порядку.

Итак, “Пир во время чумы”. По-моему, это самая сильная и самая захватывающая вещь во всём спектакле. Подобающую атмосферу создаёт квартет виолончелистов финской группы Apocaliptica и завораживающие своей страстью танцы Луизы (Ксения Гриневская), задумчивая Мери (Дарья Гаранжина), играющая на бас-гитаре

Я даже была рада, что в “Пире” артисты играли и танцевали, как говорится, “под фанеру” (а это редчайшее явление в нашем Театре), ведь меня, музыканта, в кои-то веки, ничто не отвлекало от событий, происходящих на сцене.

Эта трагедия уже показывалась на V Брянцевском фестивале в конце января. Тогда три дамы - “театральных знатока”, сделали нам замечание, что мы, якобы, испортили подлинный пушкинский текст непонятным “скрежетом и грохотом”, доносившимся из колонок. Это было сказано про Apocalipticу. Но Apocaliptica в качестве фона, светлый образ Ангела (Регина-Елизавета Кудрявцева), танец Чумы (Татьяна Ивкович), Чёрный человек в маске, смертная процессия и монолог Вальсингама в микрофон, - производили очень сильное впечатление и стали подлинно современным открытием. Если бы не было этих деталей, можно было бы сказать, что мы в очередной раз переиграли стандартный вариант “Маленьких трагедий”.

Далее на смену мрачным картинам праздника Смерти приходит не менее ужасная по своей тягостной атмосфере картина тёмного подвала с сундуками, полными золота, где царствует жадный Барон. В “Скупом рыцаре” я хочу выразить своё восхищение актёру младшей труппы – Алексею Лебедеву, исполнителю главной роли Барона, который совершил настоящий актёрский подвиг. Выучить и, по-настоящему, умело и правдиво сыграть монолог на пять страниц (почти 15 минут текста) – это поистине невероятно! Несмотря на большой объём монологов и целый ряд мелких реплик, действие “Скупого рыцаря” разворачивалось очень динамично.

Я думаю, что самой сложной из всех “Маленьких трагедий” был спектакль “Моцарт и Сальери”: ведь там всего два актёра (не считая Чёрного человека), которым предстояло заинтересовать зрителей разговорами о музыке, о “гениях и злодеях” на достаточно продолжительный срок. А в настоящее время, поверьте мне, это сделать, ох, как нелегко! Но нашим школьникам удалось и это. Умело откупоривались бутылки шампанского, подсыпался яд в бокал, Моцарт (Никита Дрок) самозабвенно дирижировал. Благодаря удивительно проникновенному голосу Сальери (Иван Кошиц), зрители в зале начинали симпатизировать отрицательному герою и сопереживать с ним. Волшебная флейта Полины Малышевой вдохновила актёров и создала лирическое настроение.

“Моцарт и Сальери” оказался ещё и самым музыкальным спектаклем за всё представление. Вот здесь участники музыкальной группы сделали невозможное: на электрогитаре, клавишных, бас-гитаре, акустических гитарах, флейте и ударных (хороший такой jazz-band), сыграли Requiem Моцарта. И всё это при 7 любителях- непрофессионалах из 10 человек музыкантов

Группа Primus-Progress, прославившаяся виртуозной игрой на всех видах гитар, и постоянными выяснениями, кто же из “примусов”, всё-таки дурак! Профессиональный вокал Светланы Альфонсовны, которая аранжировала и исполнила одну из самых высоких арий в мире - “Арию Царицы Ночи”! Благодаря всему этому, в очередной раз, группа Cromlech не упала в грязь лицом, и мы показали всем, на что способен простой школьный ансамбль. Оказалось, играть Моцарта не так уж и сложно, но необычно и удивительно!

Действие “Моцарта и Сальери” плавно перетекло в бой Дона Гуана и Черного Человека, который, сняв маску, оказался Командором. Начался “Каменный гость”. Фехтовальные поединки в спектакле были поставлены очень грамотно и чётко. А на падающих убитых было страшно смотреть, так натурально они играли. В “Каменном госте” проявилась со всей силой испанская страсть актёров. Заметней всего она стала в танцах и песнях, где юные “испанки” исполнили настоящие фламенковские номера под стук кастаньет и несмолкающие зрительские аплодисменты. Как полагается, в конце все умерли или остались глубоко несчастными. Особого внимания заслуживает способность главного героя, Дона Гуана (Влад Никиткин), перевоплощаться: он один и коварный злодей и страстный любовник, и несчастный отвергнутый и отчаянный ревнивец. И всё это за считанные мгновения на глазах у изумлённой публики

Незабываемыми трагедии сделали персонажи, переходящие от спектакля к спектаклю: Чёрный человек (Тимофей Фомин), Священник (Максим Михневич). Многие актёры играли по несколько ролей. Всё это сделало разрозненные трагедии единым целым и наполнило их особым смыслом.

Затем следовал пятиминутный перерыв, чтобы актёры повторили слова и сменили декорации, музыканты настроили инструменты, а зрители приготовились хохотать до упаду. Ведь впереди их ждала комедия. После четырех идущих подряд трагедий вряд ли кто сохранил жизнерадостный настрой, но в таком состоянии нельзя прощаться, тем более заканчивать “последнюю гастроль”. Поэтому и решено было для подъёма боевого духа оставить на самый конец комедию “Сцены рыцарских времён” по мотивам сюжета Пушкина. Эта комедия не была закончена автором, и на суд зрителя предлагалась развязка, написанная Антоном Викторовичем Кудрявцевым. И она так органично слилась с авторским стилем, что многие смотревшие её долго удивлялись, как ярко удалось передать дух пушкинского сюжета и почему Пушкин её не “опубликовал”? Хохот зрителей и товарищей по театру были высшей наградой актёрам. А великолепная игра Альбера (Тимофей Фомин), Ротенфельда (Максим Михневич), ворчание старого Мартына (Сергей Судьбин), бесплотные опыты Бертольда Шварца (Игорь Королёв) и очаровательные реплики юной Клотильды (Анна Дрок) и Берты (Евгения Меньшикова) полностью развеяли ощущение Рока.

Вот так и расцветает пышным цветом здесь, в школьной рекреации, уникальный Исторический Театр. Всем известны слова Станиславского о том, что “театр начинается с вешалки”. Это для зрителя. А для актёра? Наш театр начинается с кабинета истории, где проходят все репетиции будущих спектаклей. Это уголок, любимый сердцу каждого школьника-артиста. И как бы странно это не звучало, самое главное и самое ценное в нашей театральной жизни – это общение. Здесь мы находим единомышленников и верных друзей. Театр никогда не забывает своих прошлых актёров, самых замечательных и талантливых из “богемы”, чьи реплики, каламбуры, оговорки передаются из уст в уста, жили и живут, хотя их авторы давно уже стали взрослыми и ходят на работу.

Нам, актёрам исторического Театра Гимназии № 248, удалось побывать в Сказке, о которой все мечтают в детстве. Мы побывали в мире славных Рыцарей и прекрасных Дам, сражались на мечах и умирали во имя любви, водили хороводы и устраивали знатные пиры. Нельзя забыть то ощущение остановившегося времени между выходом на сцену и первыми произнесёнными словами. Разве можно проститься со всем этим и выйти в последний раз на “последнюю гастроль”? Нет, и я думаю, что многие выпускники вернутся сюда, как это делали и делают многие поколения актёров Исторического Театра, уже закончивших школу.

Ведь никогда нельзя говорить в “последний раз”!..

На фото: Елена Капрова в роли Донны Анны, Владислав Никиткин в роли Дон Гуана, Тимофей Фомин в роли Командора. Март 2003 года.

kaprova.jpg (39543 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz