Чувства сквозь Время


adamovyc-jurnal.jpg (14162 bytes)

Диана Адамович

Клод Моне и его Дама

(Камилла в зелёном платье)


Мой вечер наступил в час утра твоего.
О, как любили мы друг друга!
Да, человек творит и верит в торжество
Непрочно сделанного круга.

В. Гюго “Горе”.

Вы любили когда-нибудь? Мгновение спустя вы, встрепенувшись, ответите: “Что за вопрос! Естественно, да” Так скажет большинство. Но любить глубоко, любить ни за что, любить, прощая всё, любить вечно.…Так сможет не каждый. В один день уйдёт любовь, а с ней любимейшие черты, обрамлённые золотыми завитками волос, и нежнейший свет дорогих глаз, уйдёт всё, что наполняло жизнь каждый день тихим незаметным счастьем. Она любила его и желала бы, чтоб он творил – и он будет творить, несмотря на то, что смерть, не спросив, унесла в вечность его “ Даму в зелёном платье”.

 

Свободный мазок, эскизность, благодаря которым так непосредственно передано воспринятое мгновение, в глазах публики предстаёт как живопись, скандально грубая и сырая. Академические живописцы изображали Господина Буржуа как Леонида и Одиссея, а его Мадам – как прекрасную Елену или целомудренную Диану, придавая им благородный вид посредством отточенного рисунка. На картинах Моне горожане, напротив, были изображены так же, как трепещущие на ветру вымпелы, или пучок травы, или клубы дыма. Так было всегда, он отчаянно боролся за право своих произведений на существование…

Клод Оскар Моне родился в 1840 году в Париже, вырос в скромной буржуазной семье. Вскоре все вместе переселяются в Гавр. Оскар, как все звали его сначала, здесь, на суровом, но плодородном севере Франции, где атмосферу определяет яркий свет, переменчивое море, ветер и погода, а морские курорты – Довиль, Трувиль и Онфлёр притягивают элегантную публику больших городов, провёл своё детство. Незадолго до окончания школы, Моне бросает её: он хочет стать художником. Но мать, поддерживающая его в этом стремлении, умерла ещё в 1857 году, а отец был явно менее воодушевлён стремлением сына, но позволил ему уехать. И Моне отправился в Париж, где записался в академию Сюисса, небольшую частную школу, посещал Салон.

В 1860 году Моне призывают в армию; он выбирает службу в Алжире, однако уже в следующем году по состоянию здоровья возвращается домой.

Несмотря на плохое питание и постоянное нежелание полностью отдать себя в руки учителя-академика, Моне уже вскоре мог праздновать свои первые успехи в салоне. “…Полная вкуса гармония красок, понимание ценности цвета, смелая манера видеть вещи и привлекать внимание зрителя – вот качества, которыми господин Моне уже владеет в значительной степени.”

Летом 1865 года вместе со своей девятнадцатилетней возлюбленной Камиллой Донсье и другом Базилем, с которым он делил мастерскую, Моне отправился в лес Фонтенбло. Осенью Моне в своей парижской мастерской начал переносить эскизы на большое полотно. Но вскоре, не успевая закончить её до открытия салона, он забрасывает её и пишет, как гласит легенда, за четыре дня портрет подруги в полный рост “Камилла, или Дама в зелёном платье” Этой картиной он достиг в Салоне полного успеха. Критика постоянно хвалила ровно струящийся, как у старых мастеров, шёлк платья и сравнивала его с прославленными тканями венецианского живописца Веронезе.

Вскоре он пишет картину “Женщины в саду” Хотя на сей раз картина закончена в срок, она не принята жюри Салона. Фигуры похожи на расставленных в саду манекенов, и они явно не вписаны в окружение. От дарованной свыше естественности “Камиллы… в зелёном платье” в этих четырёх дамах не осталось ничего. И всё же картина обладает жизнью, не жизненностью фигур, а жизнью, рождённой светом; необыкновенной свежестью и радостным глубоким цветом. Но критикам сквозь отсутствие академичности изображения это не видно.

С тех пор Моне писал в основном пейзажи, а из людей свою жену – Камиллу Моне. В 1867 году в Париже родился их первый сын, а 26 июня 1870 года они поженились. Сколько трудностей ещё впереди, но разве всё это сложно, если рядом любимая и любящая Камилла…

После того как в течение десяти лет будущие импрессионисты постоянно отвергались Салоном, живописцы решили взять инициативу в свои руки. Они объединились в “Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов”, чтобы впервые независимо от Салона показать свои работы. Наряду с Моне и Ренуаром туда вошли живописцы Писсаро, Сислей, Дега, Сезанн и многие другие. Название представленной там картины Моне “Impression. Soleil Levant”(“Впечатление. Восход солнца” ) было подхвачено критиком Леруа, написавшим злобную статью “Выставка импрессионистов” , где издевался над художниками, которые не пишут законченных картин, но всего лишь – впечатления. Выставка потерпела фиаско, и “Анонимное общество” в конце года было распущено.

Периодически испытывающий финансовые трудности, но продолжающий своё истинное дело, Моне с семьёй переселяются в маленький домик. В 1878 году в Париже рождается второй сын Моне. Летом семья живёт в небольшом домике в Ветёе, куда за ними следует со своими шестью детьми Алиса Гошеде. “Хотя я верю в будущее, но вы сами видите, что мне очень тяжело в настоящем…”

Но эта тяжесть не сравнима с потерей главного человека в этом жестоком мире. Вскоре, 5 сентября 1879 года, после четвёртой групповой выставки импрессионистов, Моне настигает тяжёлый удар – умирает из-за неудачной операции Камилла Моне. Она оставила двух маленьких сыновей и мужа, полного сомнений, постоянно враждующего с собой и миром. Боль невыносимо раздирала душу, была необходимость с кем- нибудь разделить страдание, и смерть не остановила сделать его решительный и необычный шаг – он отдал все эмоции и чувства холсту, написав картину. И мы видим умершую Камиллу в первых лучах солнца, но ничто уже не способно согреть это неподвижное холодное лицо; лишь цветы, положенные ей на грудь, загораются в солнечных лучах. Моне писал возбуждённо, гневно, лихорадочно, стараясь успеть, но в некоторых местах мазки приобретают захватывающую нежность. Возможно ту, которую он не успел отдать ей при жизни…

Мир разделился на от и до. С тех пор картины Моне стали ещё ярче, возбуждённее. Он не оглядывался назад, а как будто лишь теперь до конца уверился в своём предназначении. На его картинах либо присутствовали в фантастическом сочетании все цвета, либо он особо акцентировал внимание на каком-то отдельно. Он стал больше путешествовать, беспокойнее творить. В 1892 году, в июле, после смерти Эрнеста Гошеде, женился на Алисе Гошеде. Но всё оставшееся время до дня своей смерти он жил только для искусства.

В 1908 году появляются первые симптомы заболевания глаз – трагедия для любого художника. С сентября по декабрь вместе с Алисой живёт в Венеции. 19 мая 1911 года она умирает. Моне ещё больше начинает работать, и в 1912 году в галерее Бернхейм-Жен с большим успехом выставлены венецианские работы Моне. Но зрение продолжает ухудшаться; окулист диагностирует катаракту. Последние годы Моне очень угнетён из-за плохого зрения, и в 1923 году проводятся две глазные операции. Он может вернуться к живописи, но испытывает частые приступы депрессии.

Ничто после смерти Камиллы так до конца и не вернуло Моне в реальность. Ушло незаметное до этого счастье, ушла драгоценная возможность видеть её тёплые выразительные глаза на светлом лице и гладить по золотистым волосам, ушла возможность её рисовать, ушла она сама…. Но он чувствовал, что она где-то рядом, а поэтому благодарно жил и творил, чтобы не разочаровывать свою любимую “ Даму в зелёном платье”.

adamovic-kamilla.jpg (20538 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz