Великие Мыслители


Марина Козлова

"Обильная событиями жизнь"

Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879)


 

XIX век – век окончательного отмирания старого, феодального мира, век формирования мира нового, буржуазного. Смена эпохи всегда требует переосмысления прошедшего опыта. Поэтому XIX век так богат во всех странах великими историками, философами, общественными деятелями. Нужно было, изучая прошлое, познавая его закономерности стоить новый мир и учиться жить в нем.

Одним из самых ярких историков этого периода был Сергей Соловьев.

Сергей Михайлович Соловьев был крупнейшим историком дореволюционной России. Он, как никакой другой ученый, обогатил отечественную историческую науку, создав фундаментальный 29-томный труд – самый обширный по истории нашей страны.

Выдающееся значение С. М. Соловьева в дореволюционной исторической науке доказывается и тем, что его научная деятельность не только завершила процесс формирования буржуазной России, но и ознаменовала в теоретическом отношении вершину буржуазной исторической мысли. Если к этому добавить, что Соловьев оказал сильнейшее влияние на ее последующее развитие до начала XX века включительно, то можно смело утверждать, что он занял центральное место в русской дореволюционной буржуазной историографии.

Жизнь крупнейшего дореволюционного историка С. М. Соловьева не изобилует контрастами и драматическими коллизиями. Это была внешне размеренная жизнь ученого, более всего поглощенного своими научными исследованиями. Именно о Соловьеве писал его талантливейший ученик и продолжатель В. О. Ключевский: “В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева”. Столь насыщенная научно-литературная деятельность замечательного историка не означала, конечно, полного и тем более, намеренного его отвлечения от общественной жизни своего времени. Напротив, Соловьев принимал в ней довольно деятельное участие. Но и само его это участие выражалось преимущественно в его научных и литературных откликах на важнейшие события современности.

А время Соловьева было не только насыщенно крупными событиями, но и являлось переломным в истории России.

Соловьев сложился как ученый и достиг выдающихся успехов в период кризиса феодально-крепостнической системы в России, когда “все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками”. Кризис привел к необходимости крестьянской реформы 1961 г., которая осуществлялась в условиях революционной ситуации. Научная деятельность Соловьева продолжалась и принесла ему широкое признание как крупнейшего историка своего времени в пореформенный период, в условиях утверждения капитализма и возникновения противоречий между новыми социальными силами – пролетариатом и буржуазией. Научная деятельность Соловьева завершилась в начальный период вновь созревшей революционной ситуации.

Разночинное происхождение Соловьева связало его с процессами социального обновления России. Сергей Михайлович Соловьев родился 5 мая 1820 г. в семье священника Московского коммерческого училища.

Известно, что в юности он вращался в среде разночинцев. Это был новый социальный слой, начинавший играть в России с середины прошлого века более заметную роль в общественной жизни и науке.

Отец будущего знаменитого историка – Михаил Васильевич – первоначально хотел по семейной традиции дать сыну духовное образование и с этой целью записал его в 1828 г. в духовное училище с правом обучаться дома и являть в училище только на экзамены. Сергея Михайловича предоставили самостоятельным занятиям, с которыми, как вскоре обнаружилось, мальчик плохо справлялся. Особенно малоуспешны были занятия Сергея латынью. Она наскучила любознательному мальчику, и он, пользуясь отсутствием контроля, предпочитал заниматься чтением доступной ему литературы.

Уже в раннем возрасте выявилось преобладание у Соловьева интереса к исторической литературе, в особенности, посвященной отечественной истории. Так, до 13 лет, как сообщает сам Соловьев, он многократно перечитал все 12 томов “Истории государства Российского” Карамзина, заложив тем самым уже тогда основы своей незаурядной осведомленности в истории России. Увлечению трудом Карамзина способствовали, несомненно, его высокие литературные достоинства.

Однако экзамены в духовном училище мальчик сдавал плохо. Малоуспешные занятия Сергея в духовном училище, отрицательное отношение к грубым нравам, царившим в нем, а также, видимо, влияние матери, получившей светское образование, заставили Михаила Васильевича записать сына в 1833 г. в третий класс первой Московской гимназии.

Переход в гимназию определил всю последующую жизнь Соловьева, избавив его от участи священнослужителя. Но он очень плохо усваивал математику и потому лишь условно был переведен в четвертый класс. Начиная с четвертого класса, Соловьев стал заниматься превосходно по всем предметам, уже в этом классе стал первым учеником и оставался им до окончания гимназии в 1838 г.

Гимназию Соловьев закончил с серебряной медалью, что открывало ему путь в университет. Имя Соловьева было занесено на почетную доску гимназии.

Надо отметить, что отец историка происходил из духовного сословия, отличался глубокими религиозными чувствами, которые были свойственны и всей семье. Не случайно, поэтому и Сергей Михайлович на протяжении всей жизни оставался религиозным человеком, что, конечно, проявилось впоследствии в его исторических работах.

Осенью 1838 г. начались занятия Соловьева на первом отделении философского факультета Московского университета. Впоследствии это отделение было преобразовано в историко-филологический факультет. Соловьев окончил Московский университет в 1842 г. В научной деятельности, Сергей Соловьев испытывал влияние исторической концепции Т. Н. Грановского и философии Г. Гегеля.

В 1842-1844 годах Соловьев жил за границей, будучи домашним учителем детей графа А. П. Строганова, слушал лекции Ф. Гизо и Ж. Мишле в Париже, К. Риттера и Л. Ранке в Берлине, Ф. Шлюссера в Гейдельберге.

В 1845 г. Сергей Соловьев начал читать курс русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию “Об отношении Новгорода к великим князьям”, а в 1847 году – докторскую – “История отношений между русскими князьями Рюрикова дома”.

С 1847 Соловьев профессор Московского университета. А в 50-70-х гг. он опубликовал ряд исследований, очерков, статей, руководствуясь принципом, заявленным в его “Исторических письмах” (1858): наука обязана отвечать на вопросы жизни. В 1836 году (год польского восстания) появилась “История падения Польши”, а в 1877 году, когда началась русско-турецкая война, вышла книга “Император Александр I. Политика, дипломатия”.

В 1864-70 годах Соловьев занимал должность декана историко-филологического факультета, в 1871-1877 – ректора Московского университета. В последние годы жизни был председателем Московского общества истории и древностей российских, а также директором Оружейной палаты.

Преодолев свои ранние славянофильские увлечения, Соловьев примкнул к западникам, занимая умеренные либеральные позиции. Он отрицательно относился к крепостному праву и политическому режиму императора Николая I, но страшился крепостного движения.

После смерти Николая I, преподавал историю наследнику Александра II - Николаю Александровичу, а в 1866 – будущему императору Александру III, по поручению которого составлял “Записку о современном состоянии России” (оставшуюся незаконченной).

Соловьев выступал в защиту университетской автономии, определенной Уставом 1836, и вынужден был уйти в отставку (1877), когда его усилия потерпели крах.

Главным делом жизни Соловьева явилось создание “Истории России с древнейших времен”. В 1852-79 вышло 28 томов, а последний, 29-й, доведенный до 1775, вышел посмертно. “История России” Соловьева создавалась в противовес “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина, считавшейся в 1-й половине XIX века официальной. Субъективистским взглядам Карамзина Соловьев противопоставлял идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьеву целостным организмом, развивающимся “естественно и необходимо”. Он отказался от выделения “норманнского” и “татарского” периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьев первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против “удельных” устремлений боярства, одновременно осуждая жестокость царя.

Соловьев был сторонником сравнительно-исторического метода. Указывал на общность черт в развитии России с одной стороны, Европы и Азии – с другой, заключавшуюся, по его мнению, прежде всего в географическом положении страны между Европой и Азией, вынужденной вести многовековую борьбу со степными кочевниками. Согласно концепции Соловьева, сначала на Россию наступала Азия, в XVI веке в наступление на Азию перешла Россия – форпост Европы на востоке. Соловьев – человек религиозный, склонен был видеть в этом “торжество христианства над мусульманством”. Сводя историческое развитие, в конечном счете, к изменению государственных реформ, Соловьев отводил истории общественно-экономической жизни второстепенную роль по сравнению с историей политической.

В общеисторической концепции Соловьева особое место занимала “Смута”, т. е. события русской истории начала XVII века. Она представлялась ему реакцией всех антигосударственных сил и элементов на успешный процесс централизации, завершившейся во 2-ой половине XVI века, когда главной государственной потребностью стала “потребность просвещения, сближение с народами Западной Европы”. В качестве причин “Смуты” Соловьев выдвигал падение нравственности народа и развитие казачества.

По мнению Соловьева, переход от России “древней к новой” произошел на рубеже 17-1118 вв. и знаменовал собой вступление страны на путь “европеизации”, т. е. буржуазного развития.

Умер Соловьев сравнительно не старым – 59 лет. Не в меру напряженный труд подорвал его, в общем, крепкое здоровье. В 1877 году он серьезно заболел и уже не смог излечиться. Скончался Соловьев 4 октября 1879 г.

Положенный в основу трудов Соловьева огромный фактический материал (начиная с XVII века - преимущественно архивный) изложен им на основе идеи исторической закономерности, все факты связаны в единую, стройную систему. Это дало возможность Соловьеву дать исключительную по силе и выразительности целостную картину русской истории на протяжении веков. Его труды открыли новый период в развитии русской исторической науки и оказали глубокое влияние на всех последующих историков.

Сергей Михайлович Соловьев стал родоначальником целой семьи, украсившей российскую культуру. Его сын Владимир стал знаменитым философом и историком, сын Всеволод – известным писателем, автором превосходных исторических романов.


Оглавление


Hosted by uCoz