На полях сражений |
|
Иван Кошиц Битва со Змием |
|
“Всякое мирское дело непременно начинается пиром или попойкой, и поэтому в социальной жизни народа напитки имели огромное значение” И.Г. Прыжов. (литератор и историк) Поле сражений – не всегда место встречи двух враждующих армий. Часто сражаться приходиться власти и обществу, борясь с социальными бедствиями. Иногда власть и общество в этой борьбе выступают на одной стороне, иногда – нет. Эта статья посвящена истории одного из самых долгих и кровопролитных социальных сражений – битве с Зеленым Змием. Автор рассматривает один из эпизодов этой борьбы в 20-е годы XX века. В новом социалистическом государстве алкоголизм причисляли к “социальным болезням”, развивающимся на почве социальной несправедливости. Предполагалось, что при социализме не будет причин порождающих пьянство. Вот что сказал В.И. Ленин в 1921 году: “в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что как бы они не был выгодны для торговли, но они ведут нас назад к капитализму”. В марте 1922 года XI съезд РКП(б) поднял вопрос о запрете на торговлю водкой и прочими алкогольными напитками. Однако, русскому человеку запрещай не запрещай, он все равно будет делать то, что хочет, а так как в стране ещё с 1914 года действовал сухой закон, население, не имеющее возможность купить водку в магазине, и не собирающееся отказываться от алкоголя начало усиленно гнать самогон, началось употребление одеколона, политуры, лака и денатурата. После окончания гражданской войны стали возрождаться обычаи празднования “первой получки”, обмывание нового инструмента и т. д. Возобновилась и традиция похода в гости по праздникам, а в 20–х годах, по-прежнему, отмечались 12 религиозных праздников. Теперь к ним добавились новые, революционные: День Международной Солидарности трудящихся - 1 Мая, Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября. По официальным данным в 1923 году рабочий на алкоголь тратил в среднем 4% из своего бюджета. Заметьте, что это происходило в условиях действия сухого закона, отмененного только 28 августа 1925 года. Официальное разрешение на продажу водочных изделий объяснялось необходимостью извлечения оборотных средств “для развития нашей экономики собственными силами”, как говорил И.В. Сталин. Доля дохода в госбюджете от продажи спиртных напитков поднялась до 12 % в 1927-28 годах. Потребление спиртных напитков в рабочей среде с 1924 по1928 год возросло в 8 раз. Например, в Ленинграде, в 1922-23 год было выпито 3 миллиона 260 тысяч литров пива, а в 1926-1927 годах - уже 7 миллионов литров. Росло и количество ежегодно выпиваемой водки. В 1924 году – 817 тысяч ведер, а в 1927- 28 годах уже 2 миллиона 63 тысячи ведер. В октябре 1926 года решением Ленсовета были организованы первые вытрезвители. В то время спиртные напитки свободно продавались в ресторанах, чайных, столовых. Однако, чаще всего, люди проводили свое время в пивных. В 1926 году в Ленинграде было 360 000 таких заведений, а в Москве 500 000. Как вы видите, цифры жуткие. Рост пьянства можно объяснить тем, что свободная продажа алкогольных напитков приносила государству огромные прибыли, однако вряд ли алкоголизация населения стала бы меньше без государственного производства алкогольных напитков, люди просто больше гнали бы самогон. В эти же годы набирали популярность официальные торжества, сопровождаемые банкетами, которые должны были демонстрировать высокий уровень жизни народа. В начале 20 годов антиалкогольная пропаганда практически не велась. Активная пропаганда борьбы с пьянством началась в середине 1920-х годов и достигла пика в 1927 году. Она велась под лозунгами: “Пьянство ведет к растрате, разрушает социалистическую промышленность”, “Пьянство- наследие старого быта царской России”, “Пьянство несовместимо со званием коммуниста, комсомольца, нового человека”. В 20-е годы появились религиозные секты, проповедующие борьбу с алкоголизмом и трезвый образ жизни. Одной из первых возникла секта чуриковцев. Ее основатель И.А. Чуриков начал свою деятельность задолго до революции 1917 года. Он был членом Александро-Невского православного общества трезвости, а позже стал пропагандировать трезвость самостоятельно. Также он лечил пьянство с помощью внушения. До революции чуриковцы подвергались притеснениям со стороны церкви и поэтому приветствовали Октябрьский переворот. В период гражданской войны ими была создана религиозная коммуна. Туда принимались лица не моложе 15 лет, которые должны были отказаться от употребления спиртных напитков, курения, ругательств. Однако, уже в 1927 году власти обвинили чуриковцев в антисоветской пропаганде. Немного позже был арестован и сам Чуриков. Общество было ликвидировано. В 30-е годы борьбе с алкоголизмом стали стремиться придать политическую окраску. Теперь лиц, злоупотреблявших алкоголем, стали возводить в ранг приспешников троцкистско-зиновьевской банды. Но пьянство продолжало развиваться и проблема осталась, несмотря на все усилия властей. |
|