Троны и революции


Алексей Лебедев

Из тьмы Средневековья

(Революция в Иране 1905-1911 гг.)


Иран сегодня – одна из горячих точек. Мировое сообщество еще не оправилось от последних событий в Ираке – ближайшем соседе Ирана. Я предлагаю совершить экскурс в прошлое и посмотреть на Иран и иранское общество сто лет назад, на иранскую революцию 1905-1911 годов. Может быть, проблемы региона станут нам более понятны.

 

В конце XIX - начале XX столетия Иран находился в состоянии глубокого социально-политического кризиса. Возникали противоречия между старыми феодальными порядками и нарождавшейся буржуазной идеологией и идеей гражданского общества.

В Иране 50-60-х годов XIX столетия носителями данных идей были европейски образованные выходцы из аристократических семей, а также национальная интеллигенция. Иранский историк Мохаммад Таги Бахар подразделяет иранское общество начала XX столетия на две основные группы - конституционалистов (средний класс) и антиконституционалистов (аристократия и массы). "Таким образом, меньшинство народа было прогрессивно и революционно, а большинство - реакционно, однако с тех пор как ряд авторитетных улемов также поддержали конституционную революцию, прогрессивные силы стали превосходить реакционеров". Такова была ситуация в Иране накануне революции.

Важнейшим событием иранской революции 1905-11 гг. стало антиправительственное выступление в Тегеране. Был выдвинут лозунг отставки премьер-министра Эйн-од-Дуле, прекращения деятельности бельгийских чиновников по реорганизации таможенной системы государства, изгнания их из страны, а также создания Эдалятхане для разбора жалоб на базе закона. Перед законом, разумеется, все должны были быть равны. В Тегеране - столице тысячи авторитетнейших горожан (в том числе улемы Абдулла Бехбахани и Мохаммед Табатабай) демонстративно сели в бест. Необходимо отметить, что на протяжении революции большинство влиятельных шиитских улемов выступали за введение конституции и меджлиса, ограничение ими власти шаха. Эти требования поддерживались многими представителями феодально-помещичьего класса и купечества. Возникает вопрос: почему эта ранее верная опора шахского режима, даже социальная база власти шаха, обладавшая огромными экономическими привилегиями, выступила за политические перемены?

Дело в том что, выступая за перемены, феодально-помещичьего класса и купечества, они не являлись носителями буржуазной идеологии. Огромная роль в среде революционных сил принадлежала духовенству, которое, согласно иранской традиции, находилось в состоянии противоборства со светскими властями. Важным фактором роста недовольства среди светских и духовных феодалов стало изменение во второй половине XIX столетия системы финансирования паразитических потребностей шахского двора.

Был нарушен порядок дележа доходов из деревни и города между шахом, его бюрократией, духовенством и феодалами. Если до второй половины XIX века шахи большую часть времени проводили в провинции, где их двор находился на содержании губернаторов и племенных вождей, после 1860 года двор фактически постоянно находился в Тегеране и только летом перемещался - во дворцы в северных пригородах. Постоянно шло увеличение доходов шахского режима. В целях обогащения последний стал использовать и европейские методы увеличения доходов - чеканка монеты, создание телеграфа, выдача паспортов и горнопромышленных концессий.

Нельзя оставить без внимания и так называемое "открытие Европы", приведшее к огромным финансовым потерям для иранской казны. Ещё в 1873 году Насер эд-Дин-шах посетил Вену, где потратил массу денег. После этой поездки правители Ирана часто направлялись в Европу, причём их поездки нередко финансировались за счёт займов у Англии, Франции, России и других государств. Возвращение долгов со стороны Ирана шло путём раздачи концессий и лицензий иностранцам на практически все виды экономической деятельности (в том числе и на создание банков с монопольным правом выпуска иранских денежных знаков, реформу фискальной и таможенной систем).

В результате такой политики шаха был нарушен баланс между ним, феодалами и духовенством. Кроме того, традиционно привилегированные слои не смогли смириться и с тем, что в значительной степени на их место в этом вопросе допускаются иностранные компаньоны монарха.

У духовенства была ещё одна, своя причина. Дело в том, что англичане предлагали шаху реформировать судебную систему. Предполагалось, что в результате реформы значение шариатского суда значительно ослабеет. А с этим духовенство мириться не могло, да и не желало. Феодалы и духовенство не выступали за буржуазное обустройство государства, буржуазные ценности были им глубоко безразличны, даже враждебны, а конституция и меджлис являлись лишь средством для обуздания всевластия шаха и усиления своего господства в иранском обществе. Парадокс и трагическая издёвка первой иранской революции состоят в том, что ослабление центральной власти и усиление центробежных тенденций в стране в "лучших" традициях феодальной раздробленности исторически реакционные классы стремились осуществить, прибегая к самым значительным достижениям человеческого разума: конституции и парламентаризму.

И эти классы смогли достичь своей цели. 9 сентября 1906 года Мозаффар од-Дин-шах утвердил положение о выборах в меджлис, а 30 декабря - подписал первую иранскую конституцию. Восстание в Тебризе началось после разгона шахом в июне 1908 года меджлиса, оно было ответной реакцией на него. Основными требованиями восставших были: восстановление действия конституции и созыв нового меджлиса. Основную часть участников восстания в Тебризе составляли ремесленники, рабочие, городская беднота, мелкая буржуазия, часть купечества - то есть представители социальных слоёв, чьи экономические интересы лежат вне аграрного вопроса. Аналогичной была ситуация с вождями восстания. Так, вождь восставших Саттар, прошёл путь от стражника в свите наследника престола до контрабандиста, конокрада, командира партизанского отряда, чернорабочего.

Другой лидер восставших, Багир, являлся рабочим-каменщиком, Хосейн Багбан - садовником. Были среди восставших и тебризские социал-демократы Али-Мосью, Давафоруш, Мехди Ага, которые также не поставили вопрос о земле.

В апреле 1909 года в результате блокады сторонниками шаха в Тебризе разразился голод. Под предлогом защиты европейцев Тебриза в город с согласия англичан вошли русские войска. Город, подвергшийся блокаде монархистов, находился после провала последней попытки прорвать блокаду (7 апреля), на грани падения. 7 апреля представители европейских держав добились от шаха согласия на шестидневное перемирие, рассчитывая доставить в город продовольствие. 12 апреля русские войска вошли в Тебриз, шахским же силам войти в город не было разрешено. Тем самым почти все иранские революционеры, включая руководителей восстания, остались на свободе, даже сохранив оружие. Правда, были сделаны попытки арестовать подданных России, но настолько вялые, что почти всем им удалось скрыться.

Иранским и российским революционерам удалось перебазироваться в Решт, где они соединились с местными антиправительственными силами, а потом совместно наступали на Тегеран с севера. Англия поощряла умеренных конституционалистов в их борьбе с шахом, из-за его (шаха) чрезмерного сближения с Россией. Кроме того, нельзя не отметить активное участие в революции приняли подданных России, особенно закавказских революционеров, количество которых возросло после поражения первой русской революции 1905-07 годов.

Потерпевшие поражение на Родине, многие из закавказских большевиков устремляются на территорию Ирана. Особая эффективность революционной пропаганды объясняется тем, что в немалой степени она осуществлялась представителями турецкого населения Закавказья среди родственного им этноса, проживавшего на севере Ирана. Ещё до 1905 года революционные организации Баку вели пропаганду среди иранских отходников в России. В 1904 году Н. Нариманов создал организацию "Хеммат", целью которой было ведение пропаганды среди мусульманских рабочих. Под влияние "Хеммат" попало и определённое количество отходников из Ирана.

В 1904 году под руководством Нариманова создаётся "Джамийате Эджмайуне Амийун" - Социал-демократическая партия Ирана, формальными основателями которой стали эмигранты из этой страны, ранее принимавшие активное участие в деятельности РСДРП.

Важную роль в организации СДПИ сыграли Н. Нариманов, М. Азизбеков, И. Сталин и другие. Так, Н. Нариманов инструктировал и отправлял на родину иранского инженера Хайдар-Хана Аму Оглы, личного друга Сталина. Аму Оглы должен был создать в Иране сеть партийных организаций. Помощь из России иранским революционерам шла постоянно.

Осенью 1909 года, вскоре после свержения Мохаммед-Али-шаха решением комитета большевиков Баку в Иран был направлен видный партийный деятель Г.К. Орджоникидзе (Серго). Его задачей было ведение организационной, идейно-политической и пропагандисткой работы среди участников революционных выступлений на севере Ирана. Окончательно Орджоникидзе покинул Иран летом 1910 года.

Говоря об иранской революции 1905-11 гг. нельзя оставить без внимания и т.н. "третью коалицию", важную часть иранского общества того времени. Имеется в виду, демократически настроенная интеллигенция нескольких крупных городов страны (прежде всего, Тегерана) и выходцы из аристократических семей, исповедывавшие либеральные воззрения.

Интеллигенция выступала более радикально, была настроена на борьбу с абсолютизмом, за установление буржуазных прав и свобод, гарантированных конституцией, созыв меджлиса. Эта часть иранского общества приветствовала силовые меры давления: митинги, забастовки, сидение в бесте. Приобщённая к европейской культуре аристократия выступала за преобразование деспотической монархии в конституционную. Она отвергала силовой нажим, считала, что свободы не могут быть вырваны у него (шаха), а должны быть пожалованы государём своему народу".

Аристократы оказывали определенное воздействие на Мозаффар эд-Дин-шаха, объясняя ему преимущества ограниченной монархии. Многие из них являлись членами иранской масонской ложи. Одним из высокопоставленных масонов был Ахмед Кавам-ос-Салтане, секретарь кронпринца в Тебризе.

Европеизированная аристократия и интеллигенция являлись наиболее последовательными сторонниками социального переустройства иранского общества. В отличие от духовенства они искренне хотели демократических перемен, а в отличие от низов - чётко представляли, что такое свобода, демократия, закон, понимали суть гражданского общества. Именно эти слои могли сделать реальный шаг вперёд в развитии Ирана.

   Каковы же были итоги революции?

Свержение шаха пришлось на 14 июля 1909 года (день взятия Бастилии). С севера на Тегеран наступали отряды рештских и тебризских повстанцев, примерно наполовину состоявшие из закавказских боевиков под предводительством крупного гилянского феодала Сепахдара Азама Тонкабони, имевшего личные счёты с шахом.

С юга шли воинственные бахтиарские племена. Бахтиарский хан Сардар Асад был недоволен политикой шаха, ограничивавшей привилегии бахтиарской верхушки. По мнению Арабаджяна революция в Иране была лишь верхушечным (поверхностным) пробуждением Азии.

Духовенство, землевладельцы, верхушка купечества стремились ограничить власть монарха, а низы лишь шли за ними, а их самоотверженные выступления во имя указанных целей привносили пафос героизма в эту революцию. Судьбу же революции решали господствующие классы.

Духовенство же так или иначе, содействовало созданию надстроечных институтов, характерных для буржуазного общества.

Как известно, революции в Иране была разгромлена с помощью войск России и Англии. В феврале 1912 года шахское правительство признало англо-русское соглашение о разделе страны на сферы влияния.

На фото: Саттар

lebedev-sattar.jpg (21815 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz