Легенды и суеверия


drok-jurnal.jpg (12353 bytes)

Никита Дрок

Spiritus vitae

Дыхание жизни


Стихии мироздания… Что это такое? Сколько их? Какое влияние они оказывают на людей? Какую роль играют в процессе сотворения мира мифологических системах разных народов?
Воздух, вода, земля, огонь. Об огне автор уже рассуждал на страницах “ВРЕМЕН”, пришла очередь воздуха. Не зря эта стихия у многих народов возникает первой.

 

Воздух – одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, воздух соотносится с мужским, лёгким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимся, чаще всего, к началу женскому, тяжелому, материальному.

Становящийся доступным органам чувств, благодаря своему движению, воздух описывается в виде дыхания, дуновения, ветра и обладает множеством символических значений. Дуновение, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом.

В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох – его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся ворот, соответствующих принципам Инь и Ян.

В индуистской мифологии обитающие в воздухе рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворенного физического пространства. Представления о четырех ветрах как координатах характерны для античной мифологии (сходные представления есть у индейцев Северной и, особенно, Южной Америки).

В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян – Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда – с растительностью, плодородием и так далее (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог).

В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю – жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши.

В иудаистической мифологии Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства – от сверхъестественной физической силы до ясновидения, способности пророчествования. В Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, “…дунул, и говорит им: примите духа святого”.

Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т.п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.

Ветер, как взвихрение воздуха большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой действия титанов и циклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере как о подземном жилище ветров (аналогичная “пещера ветров” - в мифологии индейцев Северной Америки).

Однако как дуновение – дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями.

Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает божественное откровение Иоанн Богослов. Традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня-духа приносит апостолам “несущийся сильный ветер”.

Символика дуновения, ветра как “духовной стихии” вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рожденный духом, в свою очередь рождает свет. Воздух, кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия Ци) ; по воздуху, как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники – ангелы, однако тот же воздух в иудео-христианстве является местопребыванием и демонизированных крылатых существ (это связано, например, с представлениями о Люцифере как о “князе воздушном”).

Воздух выступает в качестве обиталища множества духов, среди которых помещаются и души людей. 

drok-schu.gif (5550 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz