У каждого времени свои герои. Эта
фраза уже затерта до дыр, но, на мой взгляд, она
отражает истинное положение дел. В античном мире,
когда маленькие островки знания "тонули" в
океане неизвестности, а также предпринимались
первые попытки создания сначала национальных, а
затем и многонациональных государств, героями
становились такие представители рода
человеческого (иногда полу божественного),
которые могли, во-первых, в одиночку решить исход
любой битвы, или хотя бы достаточно сильно
склонить чаши весов в чью-либо сторону, а
во-вторых, боролись с Terra Incognita, окружавшей
маленькие "человеческие оазисы", и
представленной в мифах в виде страшных чудовищ,
неизвестных племен, таинственных дальних земель.
В средневековье, когда "культурный слой"
скрывающий звериные инстинкты человека, еще
"увеличился", а интерес к Terra Incognita
уменьшился (за счет географических открытий), на
первое место вышли умение владеть оружием,
верность вассальному долгу (влияние феодальным
междоусобиц) и куртуазность (возросший
цивилизационный уровень).
Примеры можно приводить и дальше. Герой - мистик
эпохи Возрождения, когда человек получил
возможность задумываться не только о насущных
проблемах, но и об умозрительных категориях,
герой-ученый (или, во всяком случае, широко
использующий новейшие научные разработки) конца
XIX-XX веков и т.д.
Дальше началась эпоха великих потрясений: Первая
мировая война, Октябрьская революция, Великая
Депрессия, Вторая мировая война, "холодная
война". Люди устали, им захотелось найти свою
"раковину", в которой можно было бы укрыться
от навалившихся проблем. Для некоторых это
вылилось в превращение в не сомневающийся, не
рассуждающий элемент общества, который твердо
уверен в правоте вышестоящего. Другие нашли
приют в отказе от реальности, отрицании всего и
вся, создания своего собственного иллюзорного
мирка. И это можно было объяснить: трудно было
найти какую-либо альтернативу этим двум путям.
Соответственно и герои были такими же. С одной
стороны "труженики" капитализма и
социализма, верящие в свою страну, свое дело и т.п.
и декадентствующие представители различных
слоев обоих лагерей с другой стороны (разница
была только в лозунгах: одни требовали
"свободу слова и творчества", другие орали
"Make love, not war").
И вот мы в плотную подошли к нашему времени -
времени НТР, ежедневных научных открытий,
продвигающих науку семимильными шагами, времени
автоматизации и информатизации в мировом
масштабе. И что же за герои в этом мире
космических технологий и генной инженерии, в
мире, где человечество близко подошло к полетам
пилотируемых кораблей к другим планетам и
нахождению способов борьбы со СПИДом, раком,
старостью, наконец? Нет, это не выдающийся
специалист в своей области науки, совершающий
важные открытия, как можно было подумать исходя
из выше сказанного, это не тот человек, который
изо всех сил старается приблизить будущее, в
котором человечеству станут подвластны все
тайны природы.
Общество потребителей, как себя сейчас гордо
называет население наиболее процветающих стран
("золотой миллиард"), нашел себе другого
кумира. Их устраивает сложившиеся положение, при
котором они, использую большую часть мировых
ресурсов, на выход дают только отходы, объем
которых увеличивается год от года. Эти люди живут
сегодняшним днем, думая только о том, как
удовлетворить свои все время растущие
потребности. Их героем стал типичный
представитель их среды. Хотя нет, не типичный, а
потребитель потребителей (своеобразный
"король королей"), сумевший выбраться,
вскарабкаться по чужим спинам и головам на самый
верх "пирамиды" общества и
"заслуживший" возможность практически
бесконтрольно тешить свои желания.
Можно сказать: "А в чем дело: человек заслужил
это право; к тому же, разве это не
общечеловеческая мечта - удовлетворять все свои
потребности?" Об этом думали практически все
экономисты независимо от теорий, которых они
придерживались. Этого хотели различные философы,
это обещали и обещают представители всех
политических течений от ультралевых до
ультраправых. Так в чем суть проблемы? С моей
точки зрения - в следующем: говоря о потребностях,
мы должны иметь в виду потребности человека,
современного человека, а не животные или
пещерного времени. Героями не должны становиться
те, кем движут инстинкты и спинной мозг, кем
владеют одни лишь желания "поесть",
"поспать", "побалдеть". Они словно зовут
нас: "Вперед, в пещеры" (а еще лучше сразу в
норы). Быть животным легко: не надо думать о
будущем, ведь нас там нет, о других членах
общества, от которых или которые не зависят от
нас напрямую, задумываться о том, а зачем вообще
человеку природой дан разум, ведь многие отлично
обходились бы и без него. Но все это еще пол беды.
Однако таких людей ужасно раздражает любое
девиантное поведение. "Все кто не с нами, тот
против нас" - доносится с Запада. Оттуда же нам
пытаются навязать свою культуру, свои мысли, свой
образ жизни, своих героев.
Они твердят: "каждый человек
индивидуальность", "он имеет право ...",
"интересы человека во главу угла", "что
естественно, то не безобразно" и так далее. Эти
лозунги превращают людей в одноликую толпу,
жаждущую "хлеба и зрелищ".
Такой массой легче управлять, да и жить так легче.
Вот почему любой "здравомыслящий" человек
предпочтет вложить деньги в строительство
фабрики по производству предметов женской
гигиены (не буду уточнять каких), чем в
строительство научной лаборатории, вот почему в
десятки раз больше денег вкладывается в расчет
аэродинамической модели нового "болида"
"Формулы-1", чем в разработку методов борьбы
с лейкемией, вот почему идет активное
противодействие работам по поискам новых
источников энергии, ведь если их найдут, многие
миллиардеры и мультимиллионеры и даже страны
потеряют сой источник дохода; зачем, правда,
думать, что лет через 100-150 нефть иссякнет и тогда
уже станет поздно, что-либо делать).
Болезнь общества очень хорошо видна в том, какого
героя оно себе выбрало. |