Пишем фэнтези


Егор Кузьмин

Фэнтези. Эволюция Героя


В этой статье я хотел бы рассказать об эволюции Героя фантастики, фэнтези, а также мифов и легенд, начиная с древних времен и до наших дней. Возможно, я не смогу рассмотреть эту сложную и интересную тему максимально широко и разобрать всех известных Героев, но постараюсь составить объективную картину и проследить общие тенденции в эволюции абстрактного Героя фэнтези. По определению – Герой это центральное действующее лицо в произведении, основа композиции. Начну, пожалуй, с краткого описания этих самых героев, а так же мотивов различных авторских направлений…

 Мифы “преследовали ” человечество еще с древнейших времен. Сначала это были легенды о божественных и сверхъестественных силах, или стихиях. Чуть позже и у самих людей появились свои Герои, которые помогали и часто защищали их от различных мифических созданий. Хорошим примером этому служат всем известные двенадцать Подвигов Геракла. Похожие защитники-богатыри есть в мифологических культурах почти всех стран, в том числе и древней Руси. К мифам и легендам можно смело отнести и сказки, которые читатель, подчас незаслуженно, обходит вниманием.

 Дальнейшее развитие мифологическая культура получила в Средние Века, тогда же появилось большинство Западноевропейских легенд, в том числе и легенды о драконах. Эти огромные огнедышащие ящеры, по заверению некоторых средневековых источников и местных жителей, терроризировали Европу многие века. Именно Средние Века, эстетика и события того времени, легли в основу множества современных произведений в жанре фэнтези.

  В эпоху возрождения и после нее, вплоть до второй половины девятнадцатого века, фантастический жанр отходит на второй план. В это время Человек посвящает свое творчество в основном внутреннему миру и чувствам, а не альтернативному описанию окружающих его вещей. При этом характеристики Героя стали более точными и реалистичными.

 Второе рождение жанра фантастики произошло во второй половине девятнадцатого века, тогда же появился и сам термин “фантастика”. Одним из “фантастических первопроходцев ” по праву можно назвать Жюля Верна. Он, так же как и многие авторы после него, не уделяет понятию Героя достаточного внимания. Но тем ни мения, в  первой половине двадцатого века жанр быстро развивается. Его “подпитывают” многие американские и советские фантасты.

Настоящий переворот в жанре совершает Дж.Р.Р. Толкиен, написавший, более пятидесяти лет назад, свою бессмертную трилогию The Lord of the Rings. Его Герои живые, а их судьбы находят отклик в сердцах всех читателей. При этом Толкиен – это один из первых авторов, создавших свой мир. Он не “перефразирует” наш. В дальнейшем такое литературное направление получает название ФЭНТЕЗИ.

Но и классическая фантастика не дремлет. Во второй половине двадцатого века появляются такие авторы как Роберт Шекли, Рэй Бредбери и Станислав Лем, такие шедевры, как “Звездные Войны” Джорджа Лукаса, “Дюна” Френка Герберта, рассказы и повести Кира Булычева и братьев Стругацких. Но большей частью авторы по-прежнему придерживаются принципов создания “фантастического” антуража, а не “оживления” Героя.

За весь двадцатый век, который по праву можно назвать временем расцвета фантастической литературы, было создано много произведений, интересных, и не очень. Но сейчас начинается и набирает силу еще один виток  фэнтези – эпический, соединяющий, как и в древние времена, вымысел и реальность. Возрадителем этого направления можно считать опять же Толкиена с его “Легендой о Сильмарилах”, а современными продолжателями, по моему мнению, – Марию Семенову, Макса Фрая, Майкла Крайтона (jurassic park), Пауло Коэльо, и некоторых других авторов.

 Теперь можно более точно проследить эволюцию Героя. В древние времена в мифах и легендах “процветает” Герой – защитник простого народа и своей страны, или же наоборот Могучий Воин – завоеватель, например, Ахилес. Но кем бы ни был этот Герой, он непременно воплощал лучшие качества человека тех времен. Интересной и необычной чертой своеобразного “фэнтези” того времени является отсутствие четкого разделения на добро и зло. В античных мифах чаще прослеживается мотив тщетной борьбы человечества с более могущественными силами. 

 Дальнейшее развитие Героя идет по пути его противопоставления силам зла, а позже и обывательскому обществу. В XII – XV веке появляется образ “Рыцаря в сверкающих доспехах” – “Божьего человека” и хранителя чести, бескомпромиссного борца с дьявольщиной и мракобесием. Чуть позже в легендах распространился персонаж – одиночка, мстивший своим врагам. Именно такими были Робин Гуд и Вильгельм Тель. Похожий тип очень популярен у авторов современного фэнтези.

 После XV века и вплоть до середины двадцатого века значению Героя в произведении авторы отводили мало внимания, хотя сами Герои стали более живыми и “настоящими”. Но они, в основном, были не характерными, и лишь создавали общее впечатление. Возрождение действительного характерного Героя началось в конце XVIII – начале XIX века и достигло своего апогея в середине двадцатого века. С этого места более подробно…

 Характерных Героев двадцатого века миру дал, опять же, Толкиен. Его идея сразу была подхвачена многими фантастами, хотя до последнего времени великий автор из Англии оставался на поприще одушевления персонажей бесспорным лидером. Дальнейшее развитие Героя пошло по очень интересному и причудливому пути. У новых Героев появлялось все больше и больше качеств, в том числе и отрицательных, скорее свойственных обычному человеку, а не идеалу силы и мудрости.

 О древних мифах уже было сказано выше, – они явно идеализировали Героя. Это особенно хорошо заметно в сравнении с современным фэнтези. Часто это произведения не самого лучшего качества.

 Возвращаясь к Толкиену…Он, безусловно, привнес в образ фантастического персонажа живость, но вот реалистичности не добавил. Многочисленные его “последователи” старались создать что-то свое, но это редко выходило. Очень интересных Героев дарят миру братья Стругацкие, показывая альтернативное видение, не свойственное многим советским фантастам.

Но самые живые и человечные персонажи появились в 80 – 90 года XX века. Яркими представителями этой плеяды являются Герои Марии Семеновой, такие как Волкодав, потрясающие и яркие персонажи Макса Фрая, и, к сожалению, многочисленные бандиты, спецназовцы, полицейские и маньяки из тех книг, которые так легко читаются в метро. Подобных примеров “творчества” много выходит и у нас, и за рубежом, но, снова перечитывая действительно хорошее и современное фэнтези, можно смело надеяться на возрождение и достойное развитие жанра.

 

P. S. – Автор этой статьи ни в коей мере не претендует на абсолютную правоту, а его литературные пристрастия, находящие свое отражения в этом кратком рассказе, являются его (Автора), субъективным мнением.


Оглавление


Hosted by uCoz