Чувства сквозь Время


adamovyc-jurnal.jpg (14162 bytes)

Диана Адамович

Чувство третье: Русская Кармен


" Каждый актёр и музыкант, художник или писатель должен не подражать, а искать свой путь, идти своей дорогой поиска форм и содержания, характера и обобщения"

Майя Плисецкая

Она с детства несла в себе глубокую любовь к танцу; по ночам, едва услышав звуки музыки, выбегала на балкон и танцевала. Многие девочки любят танцевать, но в ней всегда была особая серьёзность, её чувство не было мимолётным..... Через годы она танцевала сольные партии на сцене Большого Театра в Москве, создавая свой собственный стиль и театр, но и тогда ещё не знала, кем станет в истории русского балета.
Ей уже 77 лет, а она всё никак не может окончательно завершить карьеру, жить спокойнее.... 50 лет на сцене - для балета это вечность. Однажды Борис Львов - ... посмотрев на неё, сказал, что она могла бы танцевать лет до семидесяти, на что она спокойно ответила: " Так долго, как никто". Нет, жить без души, без полной отдачи себя искусству - это не для неё. Балет- это жизнь и воздух, это все чувства и эмоции, это всё. Интересно, как бы сложилась её судьба, если бы её тогда всё же не приняли в училище...
Гений танца - Майя Михайловна Плисецкая родилась в небогатой семье инженера и драматической актрисы 20 ноября 1925 года в Москве. В 1932 - 1934 гг. она вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. С детства обожала театр, любила танцевать, обладала тончайшей музыкальностью, и, конечно же, мечтала о карьере балерины. " Я была маленькой бездельницей, всегда неугомонной, как большинство детей" - вспоминает балерина. " Худенькая с рыжими волосами; Дедушка называл меня "Меркурием", потому что я никогда не могла в течение долгого времени сидеть спокойно. Пока мама была отвлечена на что - то другое, я быстренько ускользала. Моё детство - это постоянное движение - бег, прыжки, танцы. Это были мои годы Меркурия ."
В возрасте 9 лет девочка поступила в Московское хореографическое училище, хотя и не полностью удовлетворяла требованиям. Её чрезмерно вытянутые пропорции, длинные руки и ноги, подчёркнутая юношеская угловатость не показывали изящество будущей балерины. Но опытные учителя выбирали учеников по более важной вещи - таланту.
Первый год Майя училась у Евгении Долинской, а следующие шесть лет в классе у Елизаветы Гердт. Сама в прошлом великая балерина, Елизавета Павловна говорила: " Она схватывает всё на лету."
Но танцы подразумевали строгую дисциплину, а спонтанность, жившая в маленькой Плисецкой, нарушала её. Однажды Майю даже исключили из училища, но, конечно, для того чтобы припугнуть. "Ну, хорошо, тогда я пойду и стану продавать яблоки" - находчиво ответила она. И через две недели она опять стояла у станка в классе Гердт. В последние годы обучения в училище Плисецкая училась в классе у Марии Леонтьевой.
Еще до выпуска танцевала сольные партии в Большом театре: в возрасте одиннадцати лет в постановке Асафа Мессерера в " Спящей красавице" (роль Крошки феи), а затем предстала в роли изящной Пусси в детском балете, названном "Маленький аист", поставленном Д. Клебановым специально для училища.
Плисецкая никогда не танцевала в corps de ballet , сразу после выпуска в 1943 году её взяли в солистки. Она была очень счастлива, что Агриппина Ваганова была некоторое время её учителем (и очень сожалела, что всего три месяца), когда она уже танцевала в Большом Театре. Она помогала Майе вживаться в роль Маши в "Щелкунчике" Чайковского. " Лучшие балерины - Семёнова, Уланова, Шелест, Дудинская, Колпакова - все ученицы Вагановой" - говорила Майя Плисецкая.
Начало карьере Плисецкой положил блестящий дебют в "Бахчисарайском фонтане" (партия Заремы). С 1943-1988 - работала в Большом театре. Прекрасно поставила балеты мужа Щедрина ("Анна Каренина"). Навсегда осталась лучшим украшением таких балетов, как "Каменный цветок", "Спартак", "Дон Кихот", "Кармен", "Лебединое озеро"...
Как давно она мечтала станцевать Одетту и Оддилию! Еще в школе, девочкой, затаив дыхание, смотрела она "Лебединое озеро" Марины Семёновой. Сколько раз она вся, от начала до конца, снилась ей по ночам! Сколько раз дома перед зеркалом она танцевала Одетту! Сотни...
Сразу же после "Раймонды" Майя Плисецкая стала готовить под руководством Е. П. Гердт "Лебединое озеро". Эта сложная партия требовала не только технически совершенного исполнения, но и глубокой драматической выразительности: зачарованная, трогательная и поэтическая девушка - то лебедь, то человек - Одетта первого акта; коварная, обольстительная Одиллия, лишь какими-то неуловимыми чертами похожая на нее; наконец, Одетта, познавшая страдание.... Нет для балерины труднее балета, чем "Лебединое озеро". Он требует безупречного владения всеми элементами, составляющими искусство классического танца. Он очень труден не только в техническом отношении, но и просто физически.
С каждым спектаклем Плисецкая усложняла задачи: если в вариации третьего акта обычно делается два пируэта, то она вскоре стала делать вместо двух - четыре. Обладая исключительной устойчивостью, она не раз подолгу задерживалась в позе арабеска в вариации второго акта. На первом спектакле, по традиции, сделала в коде па-де-де третьего акта тридцать два фуэте, начав и закончив их двумя пируэтами. Ее исполнение - полное слияние хореографии, музыки и драматической игры. Она никого не копирует. У нее свой собственный артистический почерк. Она создает собственный, оригинальный образ. С большим искусством использует на сцене свои природные данные: своеобразные линии танцевальных движений, радующие необычной красотой, большой шаг, стремительный и высокий прыжок, пластичность, выразительность рук....
Руки - одно из важнейших выразительных средств в танце Одетты. Плавные изгибы рук балерины напоминают взмахи лебединых крыльев. Готовя роль, Майя пристально изучала строение лебединого крыла, но это ни в какой степени не привело к натуралистичности. Она искала образ своего танца. Руки свои она превратила в художественно обобщенный образ крыла. Руками она ведет рассказ, и малейшее их движение всегда сливается с музыкой. Руки Плисецкой в "Лебедином озере" сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критик парижской газеты "Фигаро" уверял, что она делает это "не по-человечески" и что, "когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь - руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь".
Эта роль удалась Плисецкой на славу, впрочем, как и роль в другом балете - "Кармен сюита". Если бы кто- нибудь попытался выразить одним словом сущность представления Плисецкой роли Кармен в балете, который Алонсо сделал специально для неё, то этим словом было бы - смелость. В этой роли она смело бросила вызов даже самой себе, опровергла мнение о её потенциале, как балерины. Кармен - это одна из любимейших ролей Майи Плисецкой и самая индивидуальная. Танцевальный язык балета достаточно лаконичен, но при этом очень эмоционален и экспрессивен. "Каждый знает, что опера Бизе "Кармен" великолепна. Я даже думаю, что она лучшая в мире. Возможно, одна из причин, почему я так думаю, это то, что её всю от начала до конца можно протанцевать. Но, конечно же, Бизе написал свою прекрасную музыку для оперы, а не для балета. Но в балете оркестр всё же должен играть по-другому. Он должен быть " горячее", как я говорю, в балете оркестр должен "объяснять" зрителям гораздо больше, чем в опере...." - говорила балерина. Преодолев все трудности, Майя Плисецкая таки станцевала в этом балете, показав всё своё трудолюбие, природные данные, всю себя...
...Боже, как давно это было, а она всё также отчётливо помнит каждый момент: и как они ставили каждый отдельный балет, как волновались, как до её ушей долетало щедрое зрительское "Браво!", видит перед глазами радостные лица друзей. Она прожила достойную жизнь, сделала творческую карьеру, но дороже всего то, что она создала себя саму. Вот теперь и твердит простую жизненную истину: " Каждый актёр и музыкант, художник или писатель должен не подражать, а искать свой путь, идти своей дорогой поиска форм и содержания, характера и обобщения" Слишком просто, чтобы не понять, и слишком сложно, чтобы выполнить.

adamovitch.jpg (3807 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz