Человек всегда искал себе образец для
подражания, а если такого не оказывалось, то
просто выдумывал его.
Так появилась идея: человек, воплощающий идеал.
Эта идея получила название: "герой".
На протяжении истории смысл, вкладываемый в
слово "герой" изменялся, появились
отдельные термины "литературный герой",
"лирический герой", имеющие отдаленное
отношение к первоначальному значению слова.
Литераторы в своем творчестве также вольно
обращались со словом "герой". Яркий пример
тому - роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего
времени", где автор сознательно называет
своего персонажа "герой" (хотя тот и не
соответствует представлениям времени о
героизме), чтобы показать степень упадка
общества, показывая его "героя".
С появлением жанра фэнтези слову "герой"
частично вернулось изначальное значение. В
двадцатые годы XX века молодой писатель Роберт
Говард создал нового героя, Конана-варвара, за
приключениями которого до сих пор следят
читатели во всем мире. Книги о Конане продолжают
писаться последователями мастера (погибшего в 1930
году, в возрасте 30 лет). Простой и жестокий
воин-варвар был наделен отвагой и благородством
и четко следовал собственному кодексу чести.
Спустя почти полвека, Дж.Р.Р. Толкиен в трилогии
"Властелин Колец" предложил несколько
героических образов, в дальнейшем ставших
классическими для жанра: хоббит Фродо, которому
приходится бороться со злом вокруг и внутри себя,
полагаясь лишь на свою смекалку, Арагорн,
классический рыцарь без страха и упрека и
Гэндальф, добрый волшебник, мудрец, которому
подвластны силы природы. Остальные
положительные герои представляют собой
промежуточные стадии. Такой подбор героев, да и
категоричное деление сил мира Средиземья на
добро (запад) и зло (восток), очевидно, отражает
видение профессором современного ему мира
(Толкиен начинал писать роман в конце II Мировой, а
заканчивал в начале холодной войны). В дальнейшем
образы героев фэнтези усложнялись и изменялись,
иногда даже герой и антигерой менялись местами
("Сага об Элрике Мельнибонейском" Майкла
Муркока и некоторые другие).
Современная массовая культура разных стран
предлагает нам разных героев (как выдуманных, так
и настоящих). Я попробую рассмотреть героев,
предлагаемых массовыми культурами трех стран,
представляющих три разных менталитета: США
(западный менталитет), Япония (восточный
менталитет) и Россия (российский менталитет).
США, молодая страна, обладающая крайне небогатым
культурным наследием, изо всех сил стремится это
исправить за счет создания мощной массовой
культуры. А это и любовь к старым машинам, и
Голливуд, и Дисней, и комиксы.
Начнем с Голливуда. Сценарии большинства
голливудских фильмов (независимо от жанра)
пишутся по одному шаблону уже не один десяток
лет: обязательно есть герой или героиня и
персонаж-антагонист, противостоящий герою (или
героине), обязательно есть возлюбленный(ая)
героя/героини (а их воссоединению мешает
антагонист) и/или друг/подруга, помогающий(ая)
ему/ей. На этот каркас нанизывается весь сюжет
большинства современных картин. Каких же героев
предлагает нам Голливуд последние лет двадцать?
В начале восьмидесятых годов основной тип
киногероя - мрачный одинокий стрелок, следующий
своему кодексу чести и легко расправляющийся с
негодяями. В таких амплуа часто представали
Клинт Иствуд и Чарльз Бронсан. В середине
восьмидесятых - начале девяностых появляется
иной тип героя - гора мышц, вооруженная
многоствольным пулеметом (или мечем, все зависит
от жанра) и сметающая все преграды на своем пути,
оставляющая горы трупов и моря крови, это пора
Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне. Во
второй половине девяностых годов опять
появляется новый тип героя. Зритель,
пресытившись одинаковыми боевиками и устав от
привычных лиц на экране, обращает более
пристальное внимание в сторону других жанров.
Главные персонажи сериала "Секретные
материалы" - "думающие" герои, они чаще
размышляют и разговаривают, чем стреляют.
Выходит "Титаник", предлагающий
героя-художника, а не воина. В 1999 году на экранах
появляется фильм "Матрица", во многом
подводящий итог целой эпохи американского кино и
задающий новый вектор его развития. Герой фильма
и отлично стреляет, и неплохо развит физически, и
владеет приемами единоборств (вечная тема
боевиков), и обладает незаурядным интеллектом.
Но, в отличие от героев прошлых лет, Нео обладает
какой-то легкостью, воздушностью, изяществом,
даже женственностью. Подобные герои сейчас в
моде в Голливуде, это и Итон Хант ("Миссия
невыполнима"), и Питер Паркер
("Человек-Паук") и многие другие.
Студия Диснея на протяжении уже многих лет
выпускает практически один и тот же мультфильм с
одним и тем же типом героя, изменяя лишь антураж,
музыку и совершенствуя технологии. По сути дела,
после "Короля Льва" (1994 год) из недр студии не
вышло ничего, стоящего пристального внимания.
Герои диснеевских фильмов абсолютно шаблонные и
простые, как две копейки:
добрые-хорошие-благородные-отважные (нужное
подчеркнуть), борющиеся со злом (в любом фильме
студии Диснея присутствует харизматичный
злодей) и побеждающие, ни о каких сложных
психологических портретах или неоднозначности
даже речи не идет. Что ж, видимо эра Диснея
подходит к концу, а на смену ей вскоре должно
явится нечто новое.
Третье направление массовой культуры США, к
которому обычно относятся пренебрежительно
представители других стран - комиксы. Герои
большинства подростковых комиксов обладают
какими-то сверхъестественными способностями,
что позволяет им бороться со злом во всех его
проявлениях. Современные комиксы, в отличие от
старых (20-60 годы), предлагают более глубоко
проработанные характеры.
Тут есть и замкнутый и агрессивный мутант по
прозвищу Россомаха, не помнящий своего прошлого,
и циник-интеллектуал Человек-паук, и воплощение
образа американского героя-патриота Капитан
Америка, и колдун Доктор Стрейндж и множество
других. Так как десятки таких разных героев и
злодеев существуют и взаимодействуют в пределах
одной вселенной (созданной компанией Marvel Comics), то
наблюдать за развитием событий становится не
менее интересно, чем в любом фантастическом
романе.
По всей видимости, комиксы - наиболее
перспективная отрасль американской массовой
культуры, хотя не обладающая такой гигантской
аудиторией как голливудские и диснеевские
фильмы. Тема супергероев еще не исчерпала себя, а
полет фантазии авторов не ограничивается
рамками бюджета.
О герое в американской музыке говорить
достаточно сложно, прежде всего, потому, что
трудно его выявить. Абсолютное большинство
американских рок и поп-исполнителей работают на
рынок, дают то, что ожидает и хочет услышать
массовый слушатель, ни о какой свободе
творчества и самовыражения здесь речи не идет,
рынок диктует свои жесткие законы (тоже, кстати,
черта менталитета). Если же говорить о каком-то
истинно американском направлении, то это,
конечно же, музыка "кантри" (любят
американцы ковбоев).
Япония, в отличие от США, - страна древняя,
обладающая развитой культурой и кучей обычаев.
Неудивительно, что массовая культура Японии
оказывается гораздо более развитой и
многогранной, чем в США.
Японский кинематограф сейчас переживает подъем,
множество замечательных режиссеров подарила
миру Страна Восходящего Солнца. Наиболее
известным за пределами Японии является, пожалуй,
Такеши Китано, человек со сложной судьбой и
своеобразным подходом к творчеству. Бывший
комик, чьи лицо и тело были изуродованы в
автокатастрофе, Такеши Китано снимает очень
жесткие и драматичные боевики. Он всегда ведет
повествование отстраненно, никогда не
симпатизирует никому из героев (даже если сам
исполняет его роль), все события его фильмов
происходят просто и неожиданно, без
голливудского пафоса, без долгих предисловий и
объяснений. Что-то происходит лишь потому, что
так должно было произойти и у зрителя не
возникает в этом ни тени сомнения. Главные герои
его фильмов - это люди, всегда исполняющие свой
долг, потому что иначе они просто не могут. В
своих фильмах Такеши Китано часто сам исполняет
главные роли, его неподвижное лицо и
неестественная походка предают героям какую-то
таинственность и демоничность. В России из его
фильмов наиболее известны "Жестокий
полицейский" и "Брат якудзы".
Однако кинематограф в Японии занимает лишь
второе место, настоящий мэйнстрим - это манга
(комиксы) и аниме (анимация). Так как эти два
направления японской массовой культуры
неразрывно связаны между собой (аниме чаще всего
снимается по мотивам манги), то, пожалуй, стоит
говорить о них, как об одном целом.
Манга в Японии создается для людей всех
возрастов, аниме же снимается в основном для
детей и подростков (реже для взрослых).
Этим объясняется многообразие героев аниме
(которое за пределами Японии известно граздо
больше, чем манга). Это и предводитель банды
байкеров бунтарь Канеда (фильм Akira), и пофигист,
являющийся, тем не менее, настоящим пилотом-асом,
Исаму (сериал Macross Plus), и воин-меченосец, не
знающий ни страха, ни жалости, Гаттс (сериал Berserk).
Это и подросток, каждый день спасающий мир, но
убежденный в собственной бесполезности,
считающий себя неспособным на самостоятельный
поступок, Синдзи Икари (сериал Neon Genesis Evangelion), это
и непобедимый вампир Алукард, выступающий на
стороне людей в борьбе с другими вампирами лишь
потому, что это кажется ему забавным (сериал Hellsing)
и многие другие.
Японские режиссеры и сценаристы подходят к делу
серьезней своих американских коллег, образы
героев интересней, глубже и оригинальней, так что
на экране предстают почти живые люди со своим
образом мышления, со своими взглядами на жизнь,
со своими идеалами, страхами, комплексами,
мечтами...
Японская поп и рок музыка (J-Pop и J-Rock
соответственно) представляет интерес хотя бы
потому, что еще двадцать лет назад ее, в общем-то,
не существовало. До начала восьмидесятых на
японском языке исполнялись лишь народные (и
стилизованные под народные) композиции, которые
были совершенно неинтересны молодежи (главным
образом потому, что под них нельзя было танцевать
на дискотеках). Своим становлением популярная
японская музыка обязана анимации. Песня,
написанная для анимационного сериала Macross, стала
первой японской поп-песней, а актриса,
исполнившая ее, - известной певицей. Хотя
популярная музыка в Японии еще очень молода,
музыканты не стесняются экспериментировать, их
произведения самобытны и не похожи на
американские или европейские. Возможно, японцы
еще удивят весь мир своей музыкальностью, так или
иначе, задатки для этого есть.
На этом можно завершить разговор о герое в
японской массовой культуре и перейти к России.
Постперестроечная массовая культура в России
переживает не лучшие времена. Кинематографисты с
азартом копируют идеи Голливуда десяти- и
двадцатилетней давности. Главными героями
современного русского коммерческого кино и
телевидения являются милиционеры ("Улицы
разбитых фонарей", "Убойная сила"),
бандиты ("Антикиллер", "Бригада") и
военные ("Спецназ", "Война",
"Кукушка"). Самая яркая черта
позднесоветской и российской массовой культуры -
рок-музыка. Здесь, слава богу, все хорошо,
образуются новые коллективы, старые ищут новое
звучание, развитие русского рока не
останавливается ни на минуту. Русский рок
всегда был "текстовым", тексты песен
отодвигали музыку на второй план, в них всегда
искали скрытый смысл, а их авторы возносились на
пьедестал почета как народные герои ("Поэт в
России больше, чем поэт"). Имена старых
рок-н-ролльных героев (таких как Виктор Цой) до
сих пор помнят и чтят, а некоторые из них
продолжают творить (Андрей Макаревич, Борис
Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев,
Валерий Кипелов и другие). Но это "бизоны"
русского рока, а ведь есть и более молодые
коллективы и исполнители, например Александр
Васильев ("Сплин"), Максим Покровский
("Ногу свело"), Илья Черт ("Пилот") и
многие другие. За ними будущее русского рока, они
его новые герои.
Подведем итог. В Америке и Японии современная
массовая культура находится на высокой ступени
развития, предлагая огромное количество разных
художественных (в той или иной степени) героев,
Россия же, где массовая культура переживает свое
детство, предлагает живых, невыдуманных
героев-властителей дум, творцов и художников -
рок-музыкантов. |