Слушатели попали во власть
музыки... Откровенный штамп, настолько затертый,
что стараешься не обращать внимания - очень
устали от него глаза. Позвольте мне все же
остановиться здесь: что это - мистическая власть,
которую имеет над нами музыка?
Об этом рассуждали и пытались эту власть
использовать на протяжении всей истории
человечества от самых древних времен до наших
дней и великие мыслители, и политики, и ученые, и
врачи, и музыковеды. Власть музыки воспета в
легендах разных народов, описана в литературных
произведениях, проанализирована в философских
трактатах.
"Власть музыки выше власти людей. Музыка
способна управлять настроением человека, его
эмоциями. Она заставляет плакать и смеяться. Она
может держать тебя в напряжении, а может
полностью расслабить. Музыка - это настоящая
магия" - говорит современная эстрадная звезда.
Существует хорошо известная легенда из жизни
Моисея, которая рассказывает о том, что Моисей
услышал божественное повеление на горе Синай в
словах Muse ke - "Моисей, внемли"; а откровение,
снизошедшее на него, состояло из тона и ритма, и
он назвал его тем же самым именем: Музыка; а такие
слова как "Music" и "Musike", произошли от
того же слова.
Песни и стихи Давида были известны на протяжении
веков; его послание было дано в форме музыки.
Орфей из греческих мифов, знающий тайну тона и
ритма, с помощью этого знания имел власть над
скрытыми силами природы.
Знаменитая легенда о крысолове города Гаммельна,
который увел за собой всех крыс, играя им на
дудочке, а затем, не получив обещанного
вознаграждения - всех детей.
Люди науки говорят о физическом воздействии
акустических волн на организм человека. Медики
утверждают, что музыка может гармонизовать
психику: ""Лунная соната" Бетховена
отлично снимает раздражительность и служит для
человека своеобразным немедикаментозным
транквилизатором".
"Здоровье есть состояние совершенного ритма и
тона. А музыка, в свою очередь, и есть ритм и тон.
Было время, когда музыка практически повсеместно
в Индии использовалась для целительства".
Но нас сейчас интересует воздействие музыки на
дух человеческий, героическая музыка, музыка,
зовущая к действию.
Как не упомянуть здесь Ленинградскую симфонию
Шостаковича, песни Отечественной войны.
"Вставай, страна огромная, вставай на смертный
бой", "Марсельезу" и ее создателя Руже де
Лиля, которого мы привыкли представлять себе
заурядным, мелким человеком - по Стефану Цвейгу
("Звездные часы человечества" - "Одна ночь
гения"). То, что витало в воздухе, оформилось в
виде музыки и поселилось в людских сердцах.
Музыка может влиять на поступки людей, их
мироощущение, предшествовать событию.
Настраивать массы на определенный лад. Как писал
А.В. Суворов: "Музыка в бою нужна и полезна...
Музыка удваивает, утраивает армию..."
Этим пользовались, например, в СССР, музыка
должна была быть идеологически выдержанной,
воодушевлять, придавать бодрое настроение.
О музыке и ее власти над человеком размышляли
Толстой, Ницше, Шопенгауэр.
Ницше ставил музыку выше других искусств, не
признавал слияния музыки, например, с поэзией.
"Музыкой мы совершенно обессилены для
восприятия образа и слова".
...На гербе Ирландии изображена арфа - в память об
искусстве бардов. Как известно, одной из
обязанностей бардов было воодушевлять воинов
музыкой и пением - ни в коем случае не оскверняя
руки оружием. Сила музыки выше силы физической.
Одна из первых русских национальных опер "Иван
Сусанин" (М. Глинка, 1836 г.) отражает
патриотические настроения русского общества,
призывает к защите Родины. Героический поступок
крестьянина спасает жизнь наместнику престола;
человек из народа, жертвуя собой, спасает
матушку-Русь.
|
"Славься,
славься ты, Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!" |
|
Эта
музыка, гениальная и искренняя, подчас помимо
воли наполняет слушателей гордостью "за
державу", в то время как не могут заставить
полюбить Родину речи современных политиков,
довольно часто обрушивающих по телевизору
потоки патриотического красноречия. Сила музыки
выше силы слова.
В заключение хочу привести отрывок из книги О.
Генри. "Короли и капуста". Мне кажется, что
эти строки лучше подведут итог сказанному, чем
мои "подростковые" неуклюжие фразы.
"...Потом этот губернатор вытаскивает из
кармана завернутый в бумагу пакет и кладет его на
стол около руки Меллинджера.
- Вы найдете здесь пятьдесят тысяч долларов
американскими деньгами. Вы бессильны против нас,
но, служа нам, вы можете отработать их.
Возвращайтесь в столицу и выполняйте наши
распоряжения. Возьмите эти деньги. Мы вам
доверяем. В пакете вы найдете бумагу с подробным
изложением того, что вы должны будете для нас
сделать. Будьте благоразумны и не отказывайтесь.
<...>
Генри шепчет мне на ухо, просит разъяснить,
почему такой перерыв в программе. Я шепчу в ответ:
"Г.П. предлагают взятку сенаторских размеров,
эти черные совсем сбили его с толку". Я увидел,
что рука Меллинджера пододвигается к пакету.
"Он сдается", - шепнул я Генри. "Мы ему
напомним, - говорит Генри, - жареные орешки на
Тридцать четвертой улице в Нью-Йорке".
Генри нагнулся, достал из корзины, которую мы
принесли с собой, одну пластинку, поставил ее и
пустил граммофон. Это было соло на кларнете,
очень чистенькое и красивое, и называлось оно
"Родина, милая родина". Из полусотни человек,
сидевших в комнате, ни один не шелохнулся, пока
пластинка вертелась, а губернатор все время
смотрел в упор на Меллинджера. Я видел, как голова
Меллинджера поднималась все выше, а рука
отползала от пакета. Пока не прозвучала
последняя нота, никто не сдвинулся с места. А
когда стало тихо, Гомер П. Меллинджер взял пачку
денег и швырнул ее в лицо губернатору". |