Легенды и суеверия


drok-jurnal.jpg (12353 bytes)

Никита Дрок

"Гнев, богиня, воспой Ахиллеса..."


Понятие Герой возникло в древнегреческой мифологии и обозначало потомка бога или смертного. У Гомера героем именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Впервые Гесиод называет “род героев”, созданных Зевсом, “полубогами”.

История античных героев относится к классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии, связанному с усилением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергнувшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли – Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. 

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая амброзией, или Деметра, покровительствуя Афинским царям, закаляет их сына Демофонта. И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей – отец Ахилла, Метантира – мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса.

Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место.

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков.
Личность Героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного Героя не хватает, чтобы выполнить все предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей.
Герой часто гоним враждебным божеством ( например Геракла преследует Гера) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество.
Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героев Героях, таких, как Геракл.

Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гианкиф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти.

Единственный Герой – полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскрешением Загрея – архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны.

Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев.

Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического периода, соответствующего времени упадка микенского владычества.
В архаических мифологиях Герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Во многих Герои выступают в качестве культурного героя или демиурга.

В отличие от богов или духов, умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путём, словесным их называнием, “извлечением” из самих себя.
Герои добывают эти предметы готовыми, но отдаленных местах или в других мирах, отнимая или похищая их у первоначальных хранителей ( как культурные герои), или же изготавливают эти предметы подобно гончарам или кузнецам ( как демиурги).

Мифические герои выступают от имени человеческой общины перед богами или духами, часто действуют как посредники между различными мифическими мирами.
Во многих случаях их роль сопоставима с ролью шаманов. Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле их специфику.

Героическая биография довольно чётко соотносится с циклом “переходных” обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений.

Героический миф – важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

drok.jpg (13448 bytes)


Оглавление


Hosted by uCoz