Взгляд историка


baranov.jpg (4444 bytes)

Петр Анатольевич Баранов

Историческое исследование в школе


Часто ли ты ощущаешь себя героем? Есть ли в твоей жизни место Необыкновенному, Величественному, Прекрасному? Какое влияние оказывают на твою жизнь историческая эпоха,в которую тебе довелось жить, события, которые происходят в городе, стране, мире, люди, которые тебя окружают или просто являются твоими современниками?

Есть ли у нашего времени отличительные черты, о которых мы будем рассказывать потомкам и которыми будем гордиться?

Седьмой номер Исторического журнала Гимназии №248 “Heroica” появился в результате наших совместных размышлений о Герое и Героизме.
   Кто может являться Героем? Почему память человеческая хранит память об одних деяниях и предает забвению другие?

Каковы критерии оценки Героического? Герой эпический, Герой переломного момента истории, Герой,совершающий подвиг на поле боя, Герой литературный, Герой – Властитель дум, Герой нашего времени…
   Сколько их? Какие они? Чем прославились? Какую память оставили о себе? Какую память оставим о себе мы, рассуждающие сегодня, на страницах Исторического журнала “Времена” о феномене Героического?

Когда рождается Герой? Герой рождается тогда, когда деяния и подвиги его фиксируются и увековечиваются в легендах, песнях и исторических хрониках.

Когда рождаются легенды, песни и исторические хроники? Они рождаются тогда, когда современники, потрясенные великими деяниями решают сохранить их в памяти людской. Так возникают письменные исторические источники.

Но что толку в источниках, если они остаются в архивах и труды, посвященные им историками, пылятся на полках библиотек. Только тогда, когда наш с вами современник начнет задавать себе и окружающим вопросы о прошлом человечества, когда он подойдет к книжной полке и достанет первую историческую книгу, родится новый герой – историк-исследователь

Что такое историческое исследование? Может ли гимназист быть исследователем? Какими качествами он должен для этого обладать?

На эти и другие вопросы отвечает сегодняшний герой рубрики “Взгляд историка”, историк-профессионал, гость журнала “Времена” - Петр Анатольевич БАРАНОВ, заведующий кабинетом истории и обществоведения Санкт-Петербургского Государственного Университета педагогического мастерства, Заслуженный учитель Российской Федерации, член-корреспондент Академии Педагогических и социальных наук.

“Времена”: В какой мере школьник, гимназист, может выступать в роли историка-исследователя?

П.А. Баранов: Мне представляется, что понятие исследования имеет многомерный характер по своему смыслу. Не случайно ученые выделяют и используют это понятие и, конечно, в этом смысле, ученик не может претендовать на широкомасштабное научное исследование. В перечне обязательного минимума знаний, умений и навыков выпускников средних учебных заведений указывается на владение исследовательским подходом. Проблема заключается в том, насколько учитель умеет грамотно дозировать это требование. Здесь нужно очень точно отобрать то, что действительно ученику, как исследователю, необходимо. Мне представляется, что здесь нельзя “убить” искру божью в юном исследователе, также нельзя предъявлять ученику требования, характерные для настоящего научного исследования. Нельзя же сравнивать ученический реферат с монографической исторической работой. Для каждого возраста очень значим сам процесс открытия, постижения нового. И это уже, в самом широком смысле, и есть исследование. Исходя из этого, для одного ученика процесс ознакомления с исторической монографией - это уже исследование, для другого – исследование - это разрешение проблемы, возникшей после просмотра исторического фильма, где он увидел какие-то противоречия в сценарии или сюжете. Таких примеров множество.
   Если говорить о том, какими качествами должен обладать ученик-исследователь, то это, прежде всего, умение анализировать, умение синтезировать информацию, умение работать с источниками, не бояться их и грамотно извлекать из них информацию, умение отстаивать свою позицию. Сегодня на первый план выходит необходимость активной работы с исторической информацией. Мы должны формировать уважительное отношение к позиции историков-профессионалов, но это уважительное отношение не должно быть ширмой, которую ученик использует для подкрепления своей позиции. Отношение школьника к информации должно быть активным. Оно может формироваться за счет двух условий: первое, если ученик хорошо знает факты и второе, если это знание будет дополнено навыками работы с историческими источниками. Это позволит учащемуся заниматься интерпретацией фактов. Эти две линии, исторический факт как самостоятельная ценность и, с другой стороны, овладение методами познания исторической реальности должны сочетаться, когда мы говорим о роль ученика как историка-исследователя.

“Времена”: Какую роль исследовательская деятельность играет в процессе изучения учащимися истории”?

П.А. Баранов: Конечно, огромную. Но мы не должны противопоставлять исследовательской деятельности деятельность эмоциональную. Для кого-то исследовательская деятельность может носить скучный и однообразный характер, но, при этом, для стороннего наблюдателя она не является таковой для самого субъекта процесса познания. Сам процесс, в конечном итоге приведет к появлению иного качества. Количество часов, проведенных за исследованием, рождает новое качество – результат исследования. Это, в первую очередь эмоциональное удовлетворение от успеха, которого добивается исследователь, прядя к выводам, которые ученик получил, анализируя источники и исторические факты. Этот успех обязательно должен проявляться в ходе исследовательской деятельности. Кроме этого, исследовательская деятельность учит необходимости критического отношения к источнику как таковому. У нас существует традиция воспринимать с первых классов школы любой печатный текст как истину в последней инстанции. Сегодня эта практика, к сожалению, продолжается. Учитель часто отсылает ученика к учебнику. В результате ученик относится к тексту как к нормативному документу. Для него учебник не одна из возможных версий интерпретации прошлого а, повторяю, именно истина в последней инстанции. Этот стереотип, конечно, нужно ломать и исследовательская деятельность в этом помогает. Кроме того, она формирует усидчивость, необходимую для историка и волевые качества. В самом деле, как трудно не поддаться многочисленным соблазнам современной жизни, которые не имеют отношения ни к школе, ни к науке, ни к учебной деятельности, а вместо этого заниматься исследованием. Идти в библиотеку или идти на дискотеку? Перед учеником возникает выбор и то, как он его решит, является очень значимым для тех личностных новообразований, которые формируются в ходе исследовательской деятельности.
   Кроме этого, исследовательская деятельность позволяет познакомиться с разными точками зрения. Как только начинается исследование, мы должны определить круг проблем и методов их решения. Здесь возникает извечный вопрос: достижима ли истина вообще? Мне представляется, что, как таковая истина недостижима, поскольку то или иное событие в разных источниках, с которыми имеет дело исследователь имеет разные трактовки и до сих пор по многим ключевым вопросам истории споры не утихают. Например, по вопросу о сущности татаро-монгольского ига на Руси - было оно или не было, мы можем найти множество точек зрения, подчас противоположных друг другу. Поэтому в исследование часто важен сам процесс, не результат, а именно процесс постижения истины.

“Времена”: Какие качества историка-исследователя должен воспитывать в себе гимназист?

П.А. Баранов: Во-первых, уважительное отношение к историческому факту. Есть историки, которые, в силу политической конъюнктуры, не обращали никакого внимания на те или иные факты. Так, например, в таком ключе у нас долгое время изучалась внешняя политика СССР в 1930-е годы. Факты, которые устраивали власть, сохранялись в монографиях, в учебниках, другие же просто исчезали или на них никто не обращал внимания. Эти искажения допускали профессионалы, которые владели всеми умениями, необходимыми историку. Поэтому исторический факт сам по себе должен рассматриваться как ценность и историку нужно идти к выводам и обобщениям от анализа факта.
   Во-вторых, юному исследователю необходимо такое качество, как терпимость к другой точке зрения. С иным мнением историк будет сталкиваться постоянно, поэтому нужно пытаться встать на позицию другого, понять аргументы своего оппонента. Это качество вообще всегда отличало российскую школу.
   В-третьих, любой историк исследователь не должен пытаться манипулировать сознанием другого человека. Сегодня такой соблазн существует. Достаточно посмотреть на авторов, произведения которых доходят до очень широкого круга современных читателей. Это, в первую очередь, такой автор, как В. Суворов (Резун), который пишет книгу за книгой. Даже за границей ставят под сомнение достоверность материалов, которые публикуются в его работах. Тем не менее, они продолжают появляться в широкой печати. Это стремление манипулировать сознанием читателей очень опасно, особенно если этим занимается историк-исследователь.
   В-четвертых, несомненно, историк-исследователь должен стремиться к исторической правде и не заниматься фальсификацией. Это уже, если хотите, его нравственная позиция. Нравится нам то или иное событие или нет, мы должны быть, хотя бы для себя, объективными, не смотреть на власть, на конъюнктуру, а давать правдивые описания, тех или иных исторических процессов.

“Времена”: Что бы Вы могли посоветовать тем, кто приступает или только приступил к первой в своей жизни исследовательской работе по истории?

П.А. Баранов: Прежде всего, не бояться исследовательской работы. И никогда не быть удовлетворенным тем, что сделал. Первая творческая работа сама по себе есть большой успех и огромный шаг вперед, но ни в коем случае нельзя обольщаться. Если юному автору будет казаться, что он написал работу самую прекрасную и самую лучшую, то это фактически уже определенный диагноз. Нельзя быть полностью удовлетворенным тем, что ты сделал, особенно когда речь идет об исследовательской деятельности, потому что исследование всегда связано с творчеством, с рождением чего-то нового. Поэтому успокаиваться исследователю нельзя. Нужно быть смелым, если берешься за такую работу и не бояться авторитетов в исторической науке. Должна быть свобода и широта мыслей, именно своих мыслей. В то же время, нужно уважительно относиться к имеющемуся опыту исследовательской деятельности, который до этого существовал. В этом и выражается преемственность исторической науки вообще и российской науки в частности.

С Петром Анатольевичем Барановым беседовала Светлана Кудрявцева-Караускайте (декабрь 2002 года для исторического журнала “Времена”).


Оглавление


Hosted by uCoz