Знаменитые битвы |
|
Сергей Судьбин "Бойцы вспоминают минувшие дни..." (Интервью с артистами Исторического Театра) |
|
Пусть мечи нам в бою Песни звонкие поют! Там, где кровь герои льют Буйно вырастет вновь трава! Разнесут повсюду весть Скальды, что на свете есть Те, кому мужская честь Много дороже, чем голова. А.В.
Кудрявцев "Сага
о Ньяле" Знаменитые битвы прошлого не исчезают бесследно. Их можно изучать, о них можно говорить, писать, петь. В них можно играть. Их можно пытаться реконструировать, создать если не копию, то образ героических деяний прошлого.
В нашей Гимназии уже пять лет существует Исторический театр под руководством учителя истории Светланы Альфонсовны Кудрявцевой-Караускайте. Так как театр исторический, то и тематика спектаклей – это наше видение подлинных исторических события, происходивших в разные периоды истории мира. Все спектакли театра можно назвать и музыкальными, так как в них много музыки, песен, танцев. Ну а какой же исторический спектакль без боевых сражений? Практически в каждом спектакле можно увидеть целые батальные сцены. Все это делает спектакли яркими и интересными для зрителей. Все пять лет в театре существует группа боевого фехтования под руководством Валентина Алексеева. Я взял интервью у актеров Исторического театра, которые на сцене неоднократно участвовали в боевых сражениях. Вот, что ответили на мои вопросы Игорь Королев, Тимофей Фомин, Максим Михневич, Владимир Селиванов, Арсений Михайленко, Алексей Лебедев:
Каких воинов вы играли и в
каких битвах на сцене участвовали? Тимофей Фомин: Бой в Ронсевальском ущелье из "Песни о Роланде", я играл барона Оливье, оборона Ньяля, битва на тинге, оборона Гуннара в "Саге о Ньяле", поединки английского принца Этельстана с британцами и норвежцами в "Саге о Ютландском короле Фенге Добром", особенно эффектен был бой с ярлом Эйриком Кровавая Секира, в котором мой герой погиб. Один из самый любимых образов - рыцарь Круглого стола Ланселот Озерный в "Тристане и Изольде" - идеальный рыцарь, борец за справедливость. В драме "Святополк Окаянный" я сыграл посадника Новгородского Константина Добрынича (сына знаменитого Добрыни - дяди и воспитателя князя Владимира), а в "Каменном госте" – дона Карлоса, сраженного доном Гуаном. Владимир Селиванов: В "Тристане и Изольде"я принимал участие в битве в Каноэле, в "Песни о Роланде" – в битве в Ронсевальском ущелье, в "Святополке Окаянном"мой герой - норвежский ярл Эймунд принимал участие в убийстве князя Бориса, в битве на Альте между войсками Святополка и Ярослава Мудрого. В"Саге о Ньяле" я играл Скарпхедина, сына Ньяля и бился на тинге, на льдине, и оборонялся в доме Ньяля. Арсений Михайленко: В "Саге о Ньяле" я сыграл Гуннара, одного из знаменитейших героев Исландии. Самый драматический момент – оборона и героическая смерть Гуннара. Алексей Лебедев: В "Саге о Ньяле" я бился на льдине. В "Святополке Окаянном – принимал участие в битве в лесу, битве на Альте. Максим Михневич: Как боец я - ветеран Исторического театра. В "Скандинавиуме" – первом нашем спектакле я "безвинно и не по чести" зарубил Эббе Тюкессона. В "Саге о Ньяле" была битва со Свартом, битва со Скарпхедином, битва с Тордом, битва на тинге."Сага о Ютландском короле Фенге" (моя первая большая роль) – финальный бой с Амледом (у Шекспира Гамлет). Эта самая долгая битва в моей боевой карьере (длина боя приблизительно три минуты - это действительно очень много). В "Тристане и Изольде" мой герой король Марк оборонял свою столицу от ирландцев. В " Святополке Окаянном "– финальная битва на Альте, в которой ранили моего героя, состояла из шести частей. Я выходил в трех частях. Игорь Королев: Я единственный актер Исторического театра, который никогда не погибал на сцене. Своего рода "сухой вратарь". Мои битвы - "Сага о Ньяле" – битва на льдине, убийство Сигмунда, "Сага о Фенге" – бой Эйрика Кровавая Секира с принцем Этельстаном, "Тристан и Изольда"– осада Корнуолла, битва с Германарихом, финальная битва осады Каноэля.
Каких героев вы играли? Тимофей: " Сага о Ньяле" –Лейв, воин Траина, воин Сигмунда."Сага о Фенге" – Этельстан. "Тристан и Изольда" – Ланселот Озерный, разбойник, дворянин Марка. "Святополк Окаянный" – Болеслав Храбрый, король Польский. "Повесть о царе Димитрии" – Сигизмунд Ваза, король Польский (люблю польских королей, Т.Ф.). "Каменный гость" – статуя Командора. "Скупой рыцарь" – Альбер. "Песнь о Роланде" – барон Оливье. " Героические сцены рыцарских времен" – Мейстерзингер. Владимир: "Святополк Окаянный" – Эймунд, очень много воинов. "Сага о Ньяле" – Скарпхедин. Арсений: "Сага о Ньяле" – Гуннар. Алексей: "Сага о Ньяле" – Сварт, "Святополк Окаянный" – дружинник Глеба, дружинник Бориса. Максим: "Скандинавиум "– мой дебют и очень ответственная роль, она была очень сложна для игры, роль длилась всего 15 секунд. Я играл убийцу. "Сага о Ньяле" – у меня были большие проблемы выучить текст, страдал склерозом, на сцене экспромтом сочинял опусы о том, как Сварт был убит на подушке, забывал выходить на сцену, отличался забавной мимикой. Но сейчас, когда мой актерский уровень сильно вырос, мне легко говорить о просчетах, допущенных в начале своей театральной карьеры. Однако, в то время мне становилось стыдно при просмотре видеозаписей спектаклей. Думаю, что в следующей роли мои актерские дарования раскрылись более полно. Я играл короля Ютландии Фенге Доброго. Эта сложная, драматическая роль, требующая перехода на новую ступень качества игры. Это был один из лучших спектаклей нашей труппы. Все актеры играли, как один большой слаженный ансамбль, но всем, конечно же ясно, что большому ансамблю нельзя обойтись без солистов. Они являются самыми “равными среди равных” (primus inter parens). Они ведут за собой этот ансамбль, подчеркивают его игру. Скажу без лишней скромности, что одним из этих солистов был я. Также можно было выделить игру Игоря Беляева , исполнителя главной роли Амледа, Анны Бирюлиной (королева Герут) и ещё нескольких актеров. В "Тристане и Изольде" я играл короля Марка. Несмотря на название, главным героем данной пьесы является именно король Марк. Он был выдающимся персонажем сказаний, преданий Южной Англии. Он был защитником древнеанглийской нравственности и морали и беспощадно преследовал людей, совершавших аморальные поступки (в том числе Тристана и Изольду). Именно этому и посвящена данная пьеса. Можно сказать, мне особенно удалось подчеркнуть черты истинно нордического характера короля Марка. Следующая предложенная мне роль - князь Святополк. Этот период представляет собой “белое пятно” нашей истории. Святополк - патриот своей страны, боровшийся с захватническими амбициями северных и западных стран, с распространением католицизма. Также можно говорить, что он был сторонником ценностей славянского язычества, как единственно исконно присущей русскому человеку системы ценностей. Святополк также ратовал за мир с соседними народами. Об этом свидетельствовали его хорошие отношения с печенегами и в дальнейшем союз с печенегами. Эта была самая большая роль (450 строк стихотворного текста). Я думаю, мне хорошо удалось сыграть молодого князя, яркого реформатора и яростного бойца и внести вклад в уничтожение мифа о "братоубийце Святополке Окаянном". " Героические
сцены рыцарских времен". Там я играл барона
Виллинскрафта. Это была роль комедийного
характера, но и в ней мне удалось раскрыть и
показать зрителю серьезную проблему, стремление
народных масс к власти. Представители рядовой
аристократии, обладающие практически врожденной
способностью к управлению, не могли полностью
посвятить себя серьезным делам (пирам, охотам,
турнирам), вынуждены были отвлекаться на
подавление восстаний. Игорь: "Сага о Ньяле". Кари сын Сельмунда. Это был мой дебют. Эта роль мне очень запомнилась. Она была очень интересна для меня. Ярл Эйрик Кровавая Секира в "Саге о Фенге" был отрицательным персонажем, но тем было интересней играть и наблюдать благородные порывы этой нордической натуры. "Тристан и Изольда" - Морольт. У меня к этой роли самое теплое отношение. В этом спектакле нужно было именно играть. Это был самый сильный спектакль, была очень теплая атмосфера, был заметен рост актера из года в год.
Что вам
помогло вживаться в образ воинов? Тимофей: Стремление, как можно лучше сыграть свою роль. Владимир: Постановка Валентина Алексеева, обстановка, атмосфера театра. Арсений: Личное стремление сыграть роль как можно интереснее, лучше. Алексей:.
Мои партнеры, друзья, Валентин Алексеев. Максим: Я затрудняюсь с ответом, так как я говорил выше, что профессиональных воинов я не играл. Поэтому я не могу сказать, как можно вживаться в образ воинов. Игорь: Прежде всего, в то время я занимался каратэ. Также мне помогли вживаться в образ воинов различные книги и фильмы. Я читал скандинавские саги. Представлял, что для чего делается в бою.
Какие
ощущения вы испытываете, когда боретесь? Тимофей: Азарт, ярость, воля к победе, иногда страх, ответственность за дальнейший ход в спектакле, просто желание подраться. Владимир: Слияние с образом моего героя. Я начинаю чувствовать, как он. Алексей:
Каждый раз, я
готовлюсь к “cмерти
“, так как мои герои ни в одной битве ещё не
побеждали. Максим В каждой битве я ощущаю то, что чувствует мой персонаж, которого я играю: это может быть гнев, страдания, зависть. Игорь: Когда только я начинал свою карьеру « воина», я концентрировался только на технике - на ударах, на их порядке следования. А сейчас ощущаю общую сцену, слышу реплики актеров, музыку. Но были у меня и типичные схватки (когда я дрался на каратэ). Тогда во время боя у меня не было никаких мыслей - я словно отключался.
Чувствуете
ли вы себя воином, когда играете в пьесе? Тимофей: Чувствую. Во время боя для меня существует только противник, которому я уделяю максимальное внимание, всегда стремясь к победе. Но я не позволяю выходить себе за рамки сценария. А начинающим бойцам хочется посоветовать, чтобы в бою у них проявлялись такие качества как хладнокровие, собранность, полная концентрация внимания, воля к победе. Ведь, если человек вышел биться, то значит он мужчина. Владимир: Да, я всегда чувствую себя воином. Но при этом не забываю, что я актер. Арсений:
Да, ибо мой герой Гуннар, был рожден для
войны! Алексей: Конечно, ведь я играю воинов. Максим: Воином я себя не чувствую, ведь настоящих воинов я не играл. Я играл разных людей: разочаровавшихся в жизни, ревнующих, любящих, ненавидящих. Но никто из них не был воином, так как под этим термином я понимаю человека, который профессионально и без лишних эмоций делает свою работу. Игорь: Конечно чувствую. Без этого трудно создать образ, необходимый по сценарию.
Расскажите,
пожалуйста, кто научил вас боевому фехтованию? Тимофей: Валентин Алексеев (боевое фехтование), Алексей Юсов (шпажное фехтование). Владимир: Валентин Алексеев, Игорь Королев, Павел Серов. Павел - самый стремительный боец театра. С Павлом было трудно биться. Сейчас мне часто говорят, что в технике боя я похож на него. Арсений: Валентин Алексеев, Александр Гладышевский (первый исполнитель роли Гуннара, я учился на видеосъемке первого спектакля). Алексей: Валентин Алексеев, Стас Блинов, а также мы репетировали бои с Михаилом Тихоновым. Максим: Валентин Алексеев. Многие часы я провел для усовершенствования своего мастерства (по восемь часов в день, все шесть дней в неделю), ибо стремился достигнуть совершенства во всем, в том числе в театральном фехтовании. Игорь: У меня была общая база борьбы каратэ. Я сам знал некоторые приемы. Но, конечно, движению и пластике меня научил Валентин Алексеев. Как вы считаете, воины, которых вы изображаете на сцене, всегда отстаивали правое дело? Тимофей: К сожалению, нет, те, кого я играл, не всегда отстаивали правое дело. В большинстве битв моим героям приходилось отступать или поступать не по совести. Владимир: Эймунд выступал, как наемник. Но в битве на Альте у этого персонажа наступил переломный момент. Он перешел на сторону справедливости. Скарпхедин всегда защищал свою честь и честь своей семьи против всех. Потому и погиб. Арсений: Гуннар защищал честь семьи, жены (красавицы Халльгерд), хотя она была этого и не достойна. Алексей: Герои, которых я играл, защищали свою честь и честь своего господина. Это с точки зрения воина правильно. Максим: Основываясь на вышесказанном, воинов я не изображал, однако те персонажи, которых я играл, всегда были, по-своему, правы. Игорь: С моей точки зрения, правое дело - это понятие расплывчатое. Воины дрались за то, что считали правильным, что было созвучно их внутреннему миру.
Отдельно
я задал вопрос Тимофею Фомину. Тимофей,
ты учишься в академии МВД. Проводишь ли ты какие
– либо параллели между
боями в прошлых веках с боевыми событиями в наши
дни? Тимофей: Между этими боями существует огромная разница. Ведь на сцене все происходит согласно сценарию, а в реальной жизни ты никогда не знаешь, что можешь ожидать от противника. Читателям журнала я хочу пожелать, чтобы все бои и драки они проводили только на сцене. |
|