Чувства сквозь Время


Диана Адамович

 Чувство I: Гений или Возвращение блудного сына


Он прожил длинную жизнь, познав любовь и печаль, радость и горе, богатство и нищету. Отец небесный отнял у него почти всё, оставив только редчайший талант. Это он после взлётов, падений и невосполнимых потерь “был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”. Достаточно назвать “Саксию в образе Флоры”, “Возвращение блудного сына” или “многострадальную” “Данаю”, то уже нет необходимости называть этого “избранного Богом в гении” художника - Рембрандт ван Рейн.

 Саксия, супруга Рембрандта, долго не могла оправиться от потери первого, едва начавшего жизнь, малыша Ромбартуса. Долго ходила она медленным шагом по комнате, напевая безжизненному тельцу колыбельные. Голос несчастной был настолько спокоен, что Рембрандта охватывал дикий ужас. Затем Саксия родила ещё одного ребёнка – девочку, но та тоже умерла, не прожив и пяти минут. Несколько месяцев, раздавленная горем женщина, не вставала с постели, глядя безумными глазами в мутную даль… Третий ребёнок этой супружеской пары тоже умер.

Рембрандт в те дни был зол, несчастен, роптал на небо. Узнав о том, что его супруга ждёт четвёртого ребёнка (или, лучше сказать, первого), он уже не радовался, как прежде. В его глазах не загорался яркий золотистый огонёк любви и нежности. Покинув жену, забывался в работе, ведь часто только в ней, в самые ранимые минуты жизни, можно найти хоть каплю утешения. Тогда он писал с остервенением – то широко размахивая кистью, то выводя мельчайшие детали не праздничном костюме очередного заказчика.

Но на сей раз Господь, кажется, сжалился над ними, подарив чудеснейшего и удивительного по своей красоте сына. Мальчик родился здоровым, крепким и похожим на ангела: нежный овал лица, большие сверкающие глаза, светлые завитки волос. “Дитя любви” – так называли прелестного Титуса многочисленные друзья и знакомые семьи художника.

На счастье было отведено судьбою  всего несколько месяцев…. А ведь казалось, что всё есть: прежде всего, его супруга Саксия, сын – ангел Титус, а потом работа, которая, впрочем, как тогда казалось Гению, отнимала слишком много времени. Но, увы, групповой портрет роты капитана Кока – заказ большой и трудный. Картина отнимала много сил, и Гений не замечал ничего вокруг, кроме холста и красок. А счастье уходило….

Саксия была больна…. Неизлечимо больна…. Бедная маленькая фрисландка, её слабое здоровье не выдержало нечеловеческих испытаний. Мысли Рембрандта путались в голове – он не мог, не желал, не хотел даже на секунду представить, что этой, с осиянными глазами, женщины может не стать. Нет, он продлит ей жизнь – пусть только на полотне…. Рембрандт успеет, пока милая Саксия ещё жива, пока слышно её дыханье, пока она говорит, пока улыбается, пока он видит свет её выразительных туманных глаз. Гений представил среди почти одинаковых мужских фигур со встревоженными лицами образ – видение златокудрой девочки в сотканном из солнечного света платье, стремительно убегающей от чего- то…

Вернувшись после похорон, домой Рембрандт долго – долго смотрел на малыша Титуса: ему ещё нет и года, как же он теперь без матери? Бедная Саксия, тебе было всего тридцать. Теперь внутри – лишь пугающая вечная пустота.

Почти десять лет спустя Рембрандт переписал свою “Данаю”. Тогда его душой уже владела темноволосая Хендрикье Стоффельс, и ему в голову пришла более чем фантастическая мысль – соединить в возлюбленной Зевса черты обеих дорогих ему женщин. Это подвластно только художнику, и он воплотил свою мечту.

В те дни осунувшийся и постаревший Рембрандт листал и листал засаленную Библию, но не одна страница не давала ему ответ на вопрос “Почему?”. Со смертью Саксии мир словно отвернулся от него: его гений, его бесценный талант оказались никому не нужны. Вкусы стали меняться, библейские сюжеты, уставшие, с немым вопросом в глазах, старики ушли в прошлое. Его удивительное умение зажечь фантастическим светом даже самые тёмные и грязные оттенки и тона теперь стоило жалкие гроши.

Как же ему смешны ныне модные пышные тела, пронизанные плотоядным весельем! Не раз он надменно и зло бросал в ответ на чьё- нибудь робкое предложение кое – что изменить в картине: ”Рембрандт будет писать так, как пишет Рембрандт!” Гордость обошлась ему дорого.

Хендрикье – ещё одна невосполнимая потеря. Она умерла от той же болезни, что и Саксия. Злой рок, видимо.… Но, прежде, успела подарить Рембрандту внебрачную дочь Корнелию. Внебрачную, потому, что если бы он женился на ней, то, по условию родных покойной Саксии, он бы не получил денег с её банковского счёта и оставил своё семейство без средств на существование. Но он напишет её портрет во всём расцвете зрелой женской красоты. Чуть надменно, со счастливым блеском в глазах, приняв вальяжную позу, она будет взирать на мир тихим улыбающимся взглядом.

  Вскоре у Рембрандта совсем не осталось денег. Надежда на друзей не оправдалась. Те, кто раньше восхищались им, уважали и боготворили его “ушли, не оставив следа”. Его немому удивлению не было предела, когда он прочёл в бумаге, что счёт в банке для него закрыт, из-за того, что его скандальная связь с Хендрикье “оскорбила” родных Саксии и её саму.

Первой умерла Хендрикье. Рембрандт, изрядно постаревший за годы изгнания и нищеты, остался один с двумя детьми - Титусом и Констанцией. Вскоре жизнь  беспощадно сломила и юношу. Неужели Господь действительно забирает у него то, что осталось от Саксии?! В это не хотелось верить, но действительность была страшнее всех мыслей и слов.

После того, как скончался Титус, Рембрандт перестал чувствовать жизнь. Он чувствовал, что умирает. Одна мысль тревожила его сердце – с кем останется четырнадцатилетняя любимая дочь Корнелия? Разве кто-то ждёт её в этом мире? Часами он заставлял её перечитывать ему из Библии главу о возвращении блудного сына. Часто он останавливал её и начинал что- то бормотать.

Однажды он потребовал, чтобы она принесла ему холст и краски. Смотря полуслепыми глазами, то кистью, то пальцами рук клал он краски. Кто мог подумать, что в нём ещё остались силы, что жизнь не сломила его самого, а лишь укрепила в нём сознание собственной силы?! Так, без бурных поздравлений и восхищённых взглядов, на свет появилась последняя картина Гения – “Возвращение блудного сына”. Та, в которую он вложил больше всего души и чувств, в которой он показал всю свою жизнь. Нет, он не имеет права жаловаться на жизнь, ведь он любил и был любимым, он познал успех и признание и он с чистой совестью может сказать, что прожил жизнь не зря. Именно он вернулся к Богу, к самому себе. Это он потерял всё, но нашёл больше, уходил и возвращался, “задыхался от боли” и выздоравливал вновь.


Оглавление


Hosted by uCoz