Василий Осипович
родился в семье сельского священника Пензенской
губернии оказавшись от духовной карьеры, в 1865
году окончил историко-филологический факультет
Московского университета. С 1867 года начал
деятельность преподавателя. Он преподавал в
Александровском военном училище, в Московской
духовной академии, на Высших женских курсах...
Ключевский всегда
интересовался общественно-политическими
вопросами своего времени, в 1860-х годах
познакомился с работами Н. Г. Чернышевского и Н. А.
Добролюбова, но в дальнейшем его политические
взгляды развивались в буржуазно-либеральном
направлении, постепенно приближаясь к позициям
правительственного крыла партии кадетов.
Ключевский был противником самодержавия и
считал неизбежным его уничтожение. Он решительно
отвергал революцию, свои политические идеалы
строил в форме правового буржуазного
государства с представительным правлением и
мирным сотрудничеством всех классов на основе
«общего блага». Василий Осипович едко критиковал
в лекциях и печатных работах царское
самодержавие, но он никогда не выступал против
основ буржуазно-помещичьего строя, а в условиях
обострения классовых противоречий даже начал
поддерживать монархию. В 1893 – 1894 Ключевский стал
наставником сына Александра III Георгия в «политической
истории».
Творческая деятельность и
научные взгляды Ключевского на различных этапах
его жизни были сложны и противоречивы. В 1860-х гг.
на формирование исторических взглядов историка
определенное влияние оказали идеи
революционно-демократической историографии. Под
влиянием разных людей Василий Осипович начал
интересоваться историей народа, его хозяйства и
быта, придавал решающее значение
географическому фактору и колонизации в истории
России. Особенно в первый период творческого
рассвета в 1880-х г. Ключевский концентрировал
внимание на анализе социальных и экономических
факторов в истории общества, что было новым
явлением в русской буржуазной историографии. Его
критика положений государственной школы была
серьезным шагом в развитие русской буржуазной
исторической мысли. Ключевский в противовес
государственной школе рассматривал колонизацию
русским населением новых земель как процесс,
обусловленный не деятельностью государства, а
природными условиями страны и ростом
народонаселения. Дальнейшие работы Ключевского
были связаны с двумя проблемами – социальным
строем России и экономическим развитием страны.
В своей лучшей монографии «Боярская дума древней
Руси» он пытался проследить
общественно-политическое развитие страны X - XVIIIвв, в ней Василий
Осипович заложил основы своей концепции
русского исторического процесса в целом.
Тематически к этой монографии примыкает
специальный курс «Истории сословий в России»,
читанный Ключевским и литографически
опубликованным в 1887.Историк разрабатывал общие
вопросы истории крестьянства в России – причины
возникновения и отмены крепостного права, этапы
его развития, явления, свойственные крепостному
хозяйству, и т. п.С 1890-х гг. в буржуазной
исторической науке все более заметно стали
прослеживаться явления кризиса, который
отразился и в творчестве Ключевского.Уже в
работе «Состав представительства на земских
соборах древней Руси» обнаружилось сближение
историка с государственной школой. Ключевский
написал ряд трудов по истории культуры России,
особенно XVIII - XIX вв.
Василий
Осипович Ключевский – отличный знаток
исторических источников и фольклора, блестящий и
остроумный лектор. Он художественно владел
русской речью и покорял слушателей оригинальным
разбором источников, психологическим анализом,
умением создавать запоминающиеся образы и
бытовые картины прошлого, скептически
либеральными суждениями. В своих трудах, ярких по
форме и доступных по содержанию, Ключевский
проявил себя великолепным стилистом. |