Великие Мыслители


Марина Козлова

Русский историк Василий Ключевский (1841 - 1911 гг.)


 

Василий Осипович родился в семье сельского священника Пензенской губернии оказавшись от духовной карьеры, в 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 года начал деятельность преподавателя. Он преподавал в Александровском военном училище, в Московской духовной академии, на Высших женских курсах...
       Ключевский всегда интересовался общественно-политическими вопросами своего времени, в 1860-х годах познакомился с работами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, но в дальнейшем его политические взгляды развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правительственного крыла партии кадетов. Ключевский был противником самодержавия и считал неизбежным его уничтожение. Он решительно отвергал революцию, свои политические идеалы строил в форме правового буржуазного государства с представительным правлением и мирным сотрудничеством всех классов на основе «общего блага». Василий Осипович едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, но он никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а в условиях обострения классовых противоречий даже начал поддерживать монархию. В 1893 – 1894 Ключевский стал наставником сына Александра III Георгия в «политической истории».
       Творческая деятельность и научные взгляды Ключевского на различных этапах его жизни были сложны и противоречивы. В 1860-х гг. на формирование исторических взглядов историка определенное влияние оказали идеи революционно-демократической историографии. Под влиянием разных людей Василий Осипович начал интересоваться историей народа, его хозяйства и быта, придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. Особенно в первый период творческого рассвета в 1880-х г. Ключевский концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов в истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Его критика положений государственной школы была серьезным шагом в развитие русской буржуазной исторической мысли. Ключевский в противовес государственной школе рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. Дальнейшие работы Ключевского были связаны с двумя проблемами – социальным строем России и экономическим развитием страны. В своей лучшей монографии «Боярская дума древней Руси» он пытался проследить общественно-политическое развитие страны X - XVIIIвв, в ней Василий Осипович заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Тематически к этой монографии примыкает специальный курс «Истории сословий в России», читанный Ключевским и литографически опубликованным в 1887.Историк разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России – причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т. п.С 1890-х гг. в буржуазной исторической науке все более заметно стали прослеживаться явления кризиса, который отразился и в творчестве Ключевского.Уже в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси» обнаружилось сближение историка с государственной школой. Ключевский написал ряд трудов по истории культуры России, особенно XVIII - XIX вв.

      Василий Осипович Ключевский – отличный знаток исторических источников и фольклора, блестящий и остроумный лектор. Он художественно владел русской речью и покорял слушателей оригинальным разбором источников, психологическим анализом, умением создавать запоминающиеся образы и бытовые картины прошлого, скептически либеральными суждениями. В своих трудах, ярких по форме и доступных по содержанию, Ключевский проявил себя великолепным стилистом.


Оглавление


Hosted by uCoz