Личность в истории


Михаил Манин

Петербургский зодчий Карл Росси


Карл Иванович Росси был сыном итальянской балерины, приехавшей в 80-е годы XVIII в. в Россию. Он обучался в мастерской Винченцо Бренны, любимого зодчего Павла I. В 1802 г., вместе с получившим отставку Бренной, он совершил поездку за границу.

В 1816 г. Росси был определён на службу при дворе в качестве главного архитектора, а вскоре получил от Александра I заказ возвести дворец для младшего брата императора, великого князя Михаила Павловича. Совершенно неблагоустроенный участок в центре столицы архитектор превратил в великолепный городской ансамбль.

Грандиозный Михайловский дворец (1819-1825 гг. -  ныне Государственный Русский музей) по традиции симметричен: в центре роскошный восьмиколонный портик. Главный фасад выходит в парадный двор, обнесённый чугунной оградой. Позади дворца Росси разбил живописный парк, сбегающий по склону берега к реке Мойке, а перед дворцом создал площадь прямоугольной формы, которую обрамляют дома с единым рисунком фасадов. Напротив парадного входа дворца была проложена улица, соединившая площадь с Невским проспектом. Реконструкция этого участка продолжалась до 1840 г.

Одновременно Росси начал заниматься ещё одним императорским заказом - перестройкой зданий, стоящих на Дворцовой площади, для нужд государственных учреждений. Напротив нынешнего Зимнего дворца Росси возвёл два монументальных симметричных строения - Министерство финансов и Министерство иностранных дел, расположив линию их фасадов по дуге. В высшей точке этой дуги, подчёркивая парадный вход на площадь, он поставил арку Главного штаба, которая соединила корпуса министерств в единую композицию (1819-1829 гг.). Могучие колонны стоят на цоколе; на светлом фоне стены выделяются круглая скульптура и рельефы, отлитые из чугуна. Скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 г. На пьедесталах лежат воинские доспехи, они же украшают стены. Воины сторожат въезд под арку, над ними летят Славы с лавровыми венками в руках, и, наконец, над карнизом на фоне неба триумфально движется колесница Победы.

Ансамбль Дворцовой площади был завершён в 1834 г., когда в центре её возвели по проекту архитектора Огюста Монферрана Александровскую колонну в честь победы в войне 1812 г. Это самая высокая триумфальная колонна в мире, её высота сорок семь с половиной метров.

В конце 20-х годов Карл Росси выиграл конкурс на перестройку старого здания Сената и тем самым - на завершение всего архитектурного ансамбля Сенатской площади. Росси перестроил одну из сторон площади. Напротив Адмиралтейства он расположил симметричную композицию из двух одинаковых зданий - Сената и Синода (1829-1834 гг.), которые соединяет арка, устроенная над Галерной улицей. Сенатская площадь приобрела парадный вид и единый стиль благодаря тому, что разные зодчие использовали общие архитектурные приёмы классицизма.

Наиболее значимой для Росси стала работа по проектированию и строительству ансамбля Александринского театра (1816-1834 гг. -ныне театр драмы имени А.С. Пушкина). Архитектор поставил огромное здание театра узким, тарцевым фасадом к Невскому проспекту и оформил перед ним парадную площадь с небольшим сквером. Главный фасад украшает восьмиколонная лоджия, по краям которой - гладкие стены с нишами и скульптурой, а над ней размещается квадрига Аполлона. На более широких боковых фасадах - мощные портики, в их цоколе устроены проезды для экипажей, сейчас машин. Идея Росси в целом близка решению Театральной площади в Москве, спроектированной Осипом Бове. Но в архитектурном оформлении здания проявилась любовь Росси к декоративным деталям, поэтому петербургский театр выглядит праздничнее и наряднее московского Большого театра.

Однако отношения между архитектором и императором не сложились. Закончив строительство театра, Карл Росси подал рапорт об отставке и был немедленно уволен.

Отмечу также, что далеко не все проекты Росси поддерживало правительство. В частности, его не устраивало размещение парка около Зимнего дворца парка, а также план застройки Дворцовой площади. Росси приходилось добиваться принятия своих проектов целые месяцы. Тем не менее, он был оценен Александром I после постройки Дворцовой площади.

6 апреля 1949 г. Росси умер. Его похоронили на Волковском кладбище. В наши дни его прах перенесён в некрополь Александро-Невской лавры.

Именем Карла Ивановича названа улица, проходящая от здания Александринского театра на площади островского к пл. Ломоносова. Она образована двумя однотипными зданиями, построенными по проекту самого Росси. Улица входит в ряд лучших ансамблей Петербурга.

Я с большим уважением отношусь к этому архитектору. Труд Росси заслуживает высшей оценки. Без зданий зодчего наш город выглядел бы гораздо хуже. Призываю, проходя мимо его зданий, вспоминать про труд великого во всех отношениях человека.


Оглавление


Hosted by uCoz