Личность в истории |
|
Михаил Манин Петербургский зодчий Карл Росси |
|
Карл Иванович Росси был сыном итальянской балерины, приехавшей в 80-е годы XVIII в. в Россию. Он обучался в мастерской Винченцо Бренны, любимого зодчего Павла I. В 1802 г., вместе с получившим отставку Бренной, он совершил поездку за границу. В 1816 г. Росси был определён на службу при дворе в качестве главного архитектора, а вскоре получил от Александра I заказ возвести дворец для младшего брата императора, великого князя Михаила Павловича. Совершенно неблагоустроенный участок в центре столицы архитектор превратил в великолепный городской ансамбль. Грандиозный
Михайловский дворец (1819-1825 гг. -
ныне Государственный Русский музей) по
традиции симметричен: в центре роскошный
восьмиколонный портик. Главный фасад выходит в
парадный двор, обнесённый чугунной оградой.
Позади дворца Росси разбил живописный парк,
сбегающий по склону берега к реке Мойке, а перед
дворцом создал площадь прямоугольной формы,
которую обрамляют дома с единым рисунком
фасадов. Напротив парадного входа дворца была
проложена улица, соединившая площадь с Невским
проспектом. Реконструкция этого участка
продолжалась до 1840 г. Одновременно Росси начал заниматься ещё одним императорским заказом - перестройкой зданий, стоящих на Дворцовой площади, для нужд государственных учреждений. Напротив нынешнего Зимнего дворца Росси возвёл два монументальных симметричных строения - Министерство финансов и Министерство иностранных дел, расположив линию их фасадов по дуге. В высшей точке этой дуги, подчёркивая парадный вход на площадь, он поставил арку Главного штаба, которая соединила корпуса министерств в единую композицию (1819-1829 гг.). Могучие колонны стоят на цоколе; на светлом фоне стены выделяются круглая скульптура и рельефы, отлитые из чугуна. Скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 г. На пьедесталах лежат воинские доспехи, они же украшают стены. Воины сторожат въезд под арку, над ними летят Славы с лавровыми венками в руках, и, наконец, над карнизом на фоне неба триумфально движется колесница Победы. Ансамбль Дворцовой площади был завершён в 1834 г., когда в центре её возвели по проекту архитектора Огюста Монферрана Александровскую колонну в честь победы в войне 1812 г. Это самая высокая триумфальная колонна в мире, её высота сорок семь с половиной метров. В конце 20-х годов Карл Росси выиграл конкурс на перестройку старого здания Сената и тем самым - на завершение всего архитектурного ансамбля Сенатской площади. Росси перестроил одну из сторон площади. Напротив Адмиралтейства он расположил симметричную композицию из двух одинаковых зданий - Сената и Синода (1829-1834 гг.), которые соединяет арка, устроенная над Галерной улицей. Сенатская площадь приобрела парадный вид и единый стиль благодаря тому, что разные зодчие использовали общие архитектурные приёмы классицизма. Наиболее значимой для Росси стала работа по проектированию и строительству ансамбля Александринского театра (1816-1834 гг. -ныне театр драмы имени А.С. Пушкина). Архитектор поставил огромное здание театра узким, тарцевым фасадом к Невскому проспекту и оформил перед ним парадную площадь с небольшим сквером. Главный фасад украшает восьмиколонная лоджия, по краям которой - гладкие стены с нишами и скульптурой, а над ней размещается квадрига Аполлона. На более широких боковых фасадах - мощные портики, в их цоколе устроены проезды для экипажей, сейчас машин. Идея Росси в целом близка решению Театральной площади в Москве, спроектированной Осипом Бове. Но в архитектурном оформлении здания проявилась любовь Росси к декоративным деталям, поэтому петербургский театр выглядит праздничнее и наряднее московского Большого театра. Однако отношения между архитектором и императором не сложились. Закончив строительство театра, Карл Росси подал рапорт об отставке и был немедленно уволен. Отмечу также, что далеко не все проекты Росси поддерживало правительство. В частности, его не устраивало размещение парка около Зимнего дворца парка, а также план застройки Дворцовой площади. Росси приходилось добиваться принятия своих проектов целые месяцы. Тем не менее, он был оценен Александром I после постройки Дворцовой площади. 6 апреля 1949 г. Росси умер. Его похоронили на Волковском кладбище. В наши дни его прах перенесён в некрополь Александро-Невской лавры. Именем Карла Ивановича названа улица, проходящая от здания Александринского театра на площади островского к пл. Ломоносова. Она образована двумя однотипными зданиями, построенными по проекту самого Росси. Улица входит в ряд лучших ансамблей Петербурга. Я с большим уважением отношусь к этому архитектору. Труд Росси заслуживает высшей оценки. Без зданий зодчего наш город выглядел бы гораздо хуже. Призываю, проходя мимо его зданий, вспоминать про труд великого во всех отношениях человека. |
|