Музыка и Власть |
|
Полина Малышева Рихард Вагнер и германский фашизм |
|
Рихард Вагнер. Это имя, как правило, вызывает два ряда ассоциаций: “ самый гениальный, может быть, композитор на Земле” и “его музыку любил Гитлер”. Что для нас важнее? Страсти вокруг
Вагнера не улеглись и по сегодняшний день, и
некоторые нынешние ниспровергатели объявляют
вагнеровскую музыку тяжеловесной, скучной и даже
бездарной, добавляя непременно, что Рихард
Вагнер был любимым композитором Гитлера и к тому
же националистом и антисемитом. Действительно,
Вагнер был очень противоречивым человеком.
Создается впечатление, что положительные
качества Вагнера, в основном, реализовались в его
музыке, а отрицательные – в поступках.
Несоответствие гениальности его музыки с низким
и эгоистичным характером не осталось
незамеченным современниками. В Вагнере -
человеке не было даже намека на величие, может
быть, справедливее назвать его – ничтожеством.
Он был непостоянен в любви, за дружбу и
преданность платил предательством. Он занимал и
вымогал деньги у всех: у друзей, почитателей и
кредиторов, у вельмож и королей. Возврат долгов
он считал для себя делом унизительным, часто
спасался бегством от кредиторов. К этому
портрету приходится добавить
написание статьи “Еврейство в музыке”,
печально прославившей композитора. Плюс
несколько статей, характеризующих “немецкий
путь” развития культуры как ”неверный”, резкая
критика коллег-композиторов. Выход из ситуации
Вагнер видит только один – появление гения, и тут
же предлагает… себя(!) Малоприятная картина. Итак, Вагнер - ничтожество и вдобавок
антисемит. Его музыка… Его музыка гениальна,
божественна. Она способна перевернуть душу,
заставить страдать, даровать покой. К сожалению,
из-за ассоциативной связи с фашистским режимом
часть человечества
принципиально отказывается от удовольствия
слушать музыку Вагнера (в частности, в Израиле).
Действительно, образ
Рихарда Вагнера сыграл значительную роль в
формировании миропонимания Гитлера. Гитлер
попал под власть музыки Вагнера в трудные годы
молодости, находясь на дне общества, без
конкретной жизненной цели. Оперы Вагнера уводили
юношу от грубой реальности, давали выход его
огромной внутренней энергии. Поэтому Гитлер
идеализировал любимого композитора, выбрав из
множества фактов только соответствовавшие этому
идеалу. Он восхищался
“смелыми и мужественными” политическими
действиями "пророка немецкого народа “.
Позднее говорил, что ощущал “внутреннее
родство” со своим “духовным учителем”. Вагнер стал
музыкальным символом фашистского режима, тем
более, что потомки композитора активно
сотрудничали с гитлеровской Германией.
Исполнение произведений Вагнера поощрялось
властями. Сам Гитлер с удовольствием выступал с
лекциями о его жизни и творчестве. Его очень
заботило освещение этого вопроса в прессе.
Вплоть до 1944 года в Байрейте проводились
вагнеровские фестивали, на которых в качестве
почетного гостя присутствовал фюрер. Музыка
Вагнера была признана способствующей “развитию
немецкого человека”. И, наконец,
знаменитый “Полет валькирий”. Красивейший
отрывок из оперы ”Валькирия” стал официальным
гимном немецких люфтваффе… Однако, властями была
запрещена к постановке тетралогия “Кольцо
нибелунгов”. Существует два объяснения:
во-первых, возникли сомнения в арийском
происхождении композитора, а во-вторых,
произведение не подходило под фашистскую
идеологию – “слишком много любви”! А радио
Би-Би-Си в свое время даже использовало запрет на
исполнение "Кольца Нибелунгов" в
антифашистских целях: начиная с середины войны
все трансляции Би-Би-Си на немецком языке
начинались с музыкальной заставки, в которой
звучал фрагмент из "Заката богов". К сожалению, эти
факты не так широко известны, и на музыке Вагнера,
по праву входящей в сокровищницу человечества, -
клеймо антисемизма. В
наше время очень важно забыть об этом, чтобы
отодвинуть антисемизм – великую ошибку
человечества – в прошлое. Не нужно бояться
Прошлого. Мы сохраним его вместе с музыкой. …Его музыку любил Гитлер. И этим – все сказано? |
|